Мы как-то свыклись с мыслью, что Молдова и бедность – практически синонимы. Однако выходцы из здешних мест основывали успешные в планетарных масштабах предприятия, создавали тысячи, десятки тысяч рабочих мест, целые империи с собственными флотилиями, строили аэропорты и железные дороги, финансировали масштабные исследовательские проекты… Правда, успеха они достигали лишь после того, как покидали Молдову
Александр Абаза и пикирующий рубль
Провоцирующие кризисы и наживающиеся на общей панике инсайдеры и спекулянты вовсе не были порождением XX века. Такие люди появлялись и задолго до рождения Сороса или Березовского. Итак, наш первый деятель – Александр Абаза – государственный деятель Российской империи, занимал должности государственного контролера и министра финансов, гофмейстер, почётный член Петербургской Академии наук.
Этот талантливый господин не смог устоять перед искушением использовать высокий государственный пост для личного обогащения. Используя конфиденциальную информацию, он провел биржевую операцию на понижение курса рубля, заработав около миллиона рублей – баснословный куш для того времени. Однако дело получило огласку и Абаза лишился должностей и репутации. «Государственный вор» — такой резолюцией император Александр III сопроводил материалы, представленные специальной комиссией, расследовавшей деятельность чиновника.
Александр Абаза происходил из старинного бессарабского дворянского рода. Умел заводить полезные связи и обладал потрясающим талантом финансиста, что обеспечило быстрое продвижение по служебной лестнице. «Из всех государственных деятелей, которых мне приходилось видеть, несомненно, самым большим здравым смыслом и практическим умом обладал Абаза», — писал в мемуарах Сергей Витте. Но ни таланты и блестящая карьера, ни благородное происхождение и имевшиеся у Абазы владения, делавшие его весьма состоятельным человеком, не могли сдержать присущие его натуре азарт и склонность к авантюризму.
Что же случилось? В 1890 году в России уродился рекордный урожай зерна, и все бы замечательно, если бы не особенности денежной системы Российской империи. Дело в том, что в обращении был не один, а два рубля – бумажный и золотой, их курс определялся рынком. Золотой рубль использовали только для внешнеторговых операций, и с ростом экспорта его курс стал падать по отношению к курсу рубля кредитного. В стране поползли вверх цены и правительство намеревалось восстановить золотой стандарт. На грядущем понижении бумажного рубля и решил сыграть Абаза, входивший в узкий круг посвященных – подготовка велась в строжайшем секрете, чтобы не допустить спекуляций. Дело раскрылось, когда не выдержали нервы у банкира, услугами которого пользовался чиновник. Разразился скандал, Госсовет сформировал спецкомиссию, которая обнаружила и множество других злоупотреблений Абазы.
Absolutный успех Сэма Бронфмана
Ихил и Миндл Бронфман решились на переезд из родных Атак в далекую Канаду из-за угрозы еврейских погромов. Среди восьми ребятишек, которых они увозили за океан, был и маленький Шмил. В историю он войдет как миллиардер, владелец крупнейшего в мире производителя спиртных напитков компании Seagram Сэмюэл Бронфман.
В Атаках Бронфманы зарабатывали выращиванием табака и не бедствовали, а в Канаде поначалу дела не задались. Глава семейства пытался зарабатывать поставками древесины, затем переключился на гостиничный бизнес. Доход был выше, хотя, разумеется, речь шла вовсе не о шикарных отелях. Как сообщают некоторые источники, нередко номера сдавали по несколько раз за ночь…
Одним из отелей Бронфманов заправлял подросший Шмил – в Канаде его стали звать Сэмом. Очень скоро он увидел более перспективную с точки зрения заработков сферу: алкоголь. Молодость, решительность, «сухой закон», близость американской границы… Дела шли успешно. Через несколько лет Сэм купил фирму Joseph E. Seagram & Sons, сократил ее название до Seagram Co. Ltd и со временем превратил в международную алкогольную империю. В самые славные ее годы на Seagram работали около 30 тыс. человек, ее алкоголь продавался более чем в 190 странах, филиалы и совместные предприятия действовали в 41 стране.
Наследники Сэма Бронфмана продолжили его дело, однако на стыке тысячелетий радикально сменили область приложения своих сил: к 2000 году семья сосредоточила силы на сфере медиа, развлечений и музыкального бизнеса. Продажу ими Seagram некоторые источники называли самым значительным событием на рынке алкоголя со времен отмены «сухого закона» в США.
Банановая республика Сэма Земюррэя
«Когда Сэмюэль Земюррей приехал в Америку в 1891 году, он был высок, долговяз и без гроша в кармане. Когда он умер в своем большом доме в Новом Орлеане шестьдесят девять лет спустя, он был одним из самых богатых, самых влиятельных людей в мире…», — написал автор биографии Земюррея Рич Коэн.
В бедной кишиневской семье Дэвида и Сары Змура 18 января 1877 года родился мальчик Шмил. Через 14 лет так и не поправившее свои финансовые дела семейство отправилось в Америку. Юному Шмилу рано пришлось учиться зарабатывать. Он стал торговать фруктами – начал с передвижного лотка, затем дело дошло до оптовой торговли.
Через несколько лет у Земюррэя и его партнера было два речных парохода, которые возили бананы с плантаций в Гондурасе в Новый Орлеан. Еще через 10 лет партнеры скупили пять тыс. акров банановых плантаций в Гондурасе и основали Cuyamel Fruit Company. По необходимости Земюррэй строил железные дороги и ирригационные системы, инвестировал в создание магазинов и в проведение государственных переворотов в «банановых республиках».
В 1930 году Зэмюррэй продал Cuyamel Fruit Company, а на вырученные деньги приобрел крупнейший пакет акций фруктового гиганта United Fruit Company и попытался отойти от дел, но Великая депрессия разбила пенсионные планы. Пришлось брать власть в свои руки и проводить жесткие преобразования. Снова хлопоты, приобретение новых плантаций, строительство железных дорог, верфей и хранилищ, расширение бизнеса… Вскоре компания «Бананового Сэма» стала крупнейшим в мире производителем и дистрибутором бананов.
К 40-м Земюррэй был также владельцем крупнейшей в мире частной флотилии. В годы Второй мировой она внесла вклад в победу союзников, осуществляя перевозки по заданию правительств Великобритании и США. Приближал победу и единственный сын «Бананового Сэма», военный летчик Сэмюэл Е. Земюррэй-младший – он погиб в ходе боевых действий.
В 1946 году в United Fruit Company работало 83 тыс. человек, ей принадлежало 116 214 акров банановых плантаций, 95 755 акров плантаций сахарного тростника и 48 260 акров плантаций какао. Торговый оборот компании Земюррэя намного превышал доходы «банановых республик», в которых она работала. В 1951 году Земюррэй отошел от дел.
Отдельного рассказа заслуживает его филантропическая деятельность. Земюррэй создал высшую сельскохозяйственную школу в Гондурасе, финансировал организацию по охране наследия цивилизации Майя в Центральной Америке, основал центр по изучению искусства Майя и институт изучения Центральной Америки в Университете Тулэйн в Новом Орлеане, открыл детскую поликлинику в Новом Орлеане, в честь своих детей основал женскую кафедру при факультете английского языка Колледжа Радклифф Гарвардского университета, где училась его дочь… Кстати, дочь Земюррэя Дорис стала видным археологом и этнографом, возглавляла национальный музей Коста-Рики, изучала доколумбовые цивилизации Центральной Америки, вместе с мужем Роджером Тэйер Стоуном основала Центр Стоун по изучению Латинской Америки при Университете Тулэйн.