Найти тему
Усинск-Новости

Из истории Усинска. В советские годы "кукурузник" для Усинска был всем

Или Как усинский нефтяник с «Аннушки» свалился


"Кукурузник" в аэропорту посёлка Усинск (ныне - Парма)
"Кукурузник" в аэропорту посёлка Усинск (ныне - Парма)

Чем для Усинска являлся самолёт АН-2 (в народе его называли «кукурузник» или более ласково – «Аннушка») в советское время? Да всем! Он был, пожалуй, главным видом транспорта, связывавшим посёлок нефтяников с «большой землей», особенно в период начала строительства города. Именно «Аннушка» привозила людей, прибывших в Печору с разных концов страны, в Усинск – на одну из главных строек страны. На «кукурузнике» доставляли в Усинск продукты питания, товары потребления, почту. Для промышленных предприятий АН-2 доставлял необходимое оборудование, инструменты и даже какие-то стройматериалы. На «Аннушке» усинцы отправлялись в отпуск или просто погулять в Печору.

Фото: https://zen.yandex.ru/media/id/5e736c9432c2634f5168cbf9/znamenityi-kukuruznik-an2-otmechaet-svoi-73i-den-rojdeniia-5f4d00b7ece88823b72d0323
Фото: https://zen.yandex.ru/media/id/5e736c9432c2634f5168cbf9/znamenityi-kukuruznik-an2-otmechaet-svoi-73i-den-rojdeniia-5f4d00b7ece88823b72d0323

Для усинских сёл это тоже был главный вид транспорта. Самолёты совершали рейсы в сёла и деревни круглый год по несколько раз в день. Обычным делом было прилететь в Усинск утром, а днём, уладив все дела, вернуться домой. Жизнь без «кукурузников», несмотря на все неудобства (кто летал, тот знает, о чём речь), была немыслимой. И даже построенные железная дорога и современный аэродром, способный принимать большие борта, не умалили значимость маленьких «кукурузников». Но всё перевернули трудные 90-е. Было объявлено, что самолёты вообще, и АН-2 в частности, – это роскошь, перевозка и пассажиров и грузов выходит очень дорого. А «кукурузники» стали историей…


Маленький пассажир усинского "кукурузника".
Маленький пассажир усинского "кукурузника".

Многие усинцы до сих пор с теплотой вспоминают то время, когда летали на «Аннушке». Вот что рассказывала о самолётах Ан-2 ветеран Усинска Лариса Гажала:

«Один раз в неделю маленькие десятиместные пассажирские самолёты из Печоры доставляли в Усинск письма, газеты и журналы и очень зависели от капризов погоды. Частенько ветер дул то прямо в лоб, то в бок. И авиация на законных основаниях отдыхала, а пассажиры часами терпеливо ждали милости от природы. Билет до Печоры в один конец стоил три рубля. Но можно было улететь и без билета, если хорошенько попросить пилота и поклясться, что по прилёте в Печорский аэропорт проезд будет оплачен. Иногда, действительно, платили.

Частенько в печорском аэропорту перед вылетом в Усинск перед группой отлетающих возникала шатающаяся фигура с воплем: «Усинцы, братцы! Мне завтра на вахту, а у меня нет денег на билет. Прогулялся я в пух и прах. Спасите!»… И «спасали»! Бежали за билетом. «Страдальца» брали под белы руки и заводили в самолёт, убеждая пилота, что «алконавт» в полёте будет спать, никого не потревожит и вообще «под нашу ответственность». Пилоты уж давным-давно перестали обращать внимание на усинских парней, возвращающихся после печорских загулов, т.е. отгулов. Тем более. Лёту-то всего пятнадцать-двадцать минут. Главное, чтоб сидели тихо и не качали борт. А это условие блюли свято. Да и то, каждый же понимал: после суровых будней должен же человек каким-то образом расслабляться?.. Вот именно!

Однажды даже был такой случай. В салоне летящего из Печоры «кукурузника» мирно спали нефтяники.

Один из них прикупил себе в Печоре новые штиблеты (дело шло к весне), переобулся здесь, а старые свои бахилы держал в руках. И чем-то они ему, по-видимому, мешали (может, воняли потом?). Только он дремал-дремал, потом вдруг встал, открыл наружную дверь, выкинул бахилы за борт, наклонился (наверное, посмотреть, как они там полетят) и выпал в свободное пространство. Самолёт шёл на небольшой высоте.

Остальные пассажиры продолжали спать. Только один из них, почувствовав сквозняк, кое-как разлепил глаза, встал, захлопнул дверь и плюхнулся на свое место. Когда прилетели в Усинск и вылезли из самолёта, то все вытаращили глаза: одного человека не хватало. Никто (и тот, что закрывал дверь) ничего не мог понять. В конце концов решили, что недостающий остался в Печоре.

Тем временем один охотник то ли из Усть-Усы, то ли из Новикбожа с собакой отправился поутру на лыжах в лес проверить капканы, поставленные на лисиц. Шёл-шёл и вдруг увидел, что из одного сугроба вроде курится дымок. Пёс разлаялся, а охотник испугался, подумал, что в сугробе медведь. Потом сообразил, что дымок-то из сугроба вьётся папиросный. Подкрался и заглянул… а там – красавец в новых штиблетах. Он, увидев охотника, как заорёт благим матом: «Мужик!!! Где я???».

По этому поводу в Усинске долго хохотали».


Работники торговли встречают груз в аэропорту Усинска.
Работники торговли встречают груз в аэропорту Усинска.

По материалам книги Александра и Надежды Машковых «УСИНСК: от рассвета до расцвета».

Другие материалы по истории Усинска и Усинского района читайте здесь.

А вы знаете интересные истории из прошлого Усинска? Пишите в комментариях.

Подписывайтесь на наш канал и будете в курсе усинских новостей.

Спасибо, что вы с нами!