Найти тему

Киберспорт. Возможен ли заработок в нем?.

Оглавление

Киберспорт — официальный вид спорта. В России киберспорт (соревнования по компьютерным играм) официально признали видом спорта.

Да, это спорт. Соревнования по компьютерным играм имеют все формальные признаки «традиционного» спорта. Здесь есть команды, болельщики, турниры, единые правила и трансляции.

У российского Министерства спорта есть четкие критерии, по которым тот или иной вид признают официально. Например, спорт должен «способствовать физическому и интеллектуальному развитию способностей человека, совершенствованию его двигательной активности и формированию здорового образа жизни». В число официальных входит большое количество видов спорта, которые многие бы назвали странными, — например, «черлидинг» и «якутские национальные прыжки».

Можно спорить о том, насколько киберспорт соответствует всем этим критериям, но компьютерные игры, по которым проводят турниры, безусловно, требуют и интеллекта, и хорошей реакции и развивают двигательную активность.

мероприятия по Киберспорту
мероприятия по Киберспорту

Киберспортивные соревнования проводятся по всем играм?.

Нет. Игра должна отвечать некоторым условиям — важно, например, чтобы можно было поставить игроков в исходно равные условия. Успешность киберспортивных дисциплин (то есть разных игр) определяется количеством профессиональных команд, турниров и количеством людей, которые готовы эти турниры смотреть.

Неужели кто-то готов смотреть, как другие люди играют в игры?.

Еще как. Главные матчи крупных турниров смотрят миллионы людей. Например, финальный матч чемпионата мира по League of Legends 2016 показывали по ESPN — и его смотрели 36 миллионов человек.

Турниры все чаще проходят на спортивных стадионах, собирая на трибунах десятки тысяч зрителей. На страницы популярных команд в социальных сетях подписываются миллионы людей. Они выпускают фирменные линейки одежды и даже создают собственные медиа.

-3

Какие игры самые популярные?.

Прямо сейчас в мире четыре ведущие киберспортивные дисциплины:

League of Legends и Dota 2 — командные стратегии, где нужно разрушить трон противника.

CS: GO — новая модификация классического командного шутера Counter Strike.

Hearthstone — карточная игра (речь о коллекционных картах, а не о тузах и тройках) по мотивам мира Warcraft.

При этом есть много очень популярных игр, которые пока не смогли стать успешными с точки зрения киберспорта, — например, World of Tanks.

Но ведь киберспортсмены и денег получают меньше?.

Нет, это не так. Лучшие профессиональные спортсмены получают сотни тысяч долларов. Турниры собирают огромные аудитории, так что реклама в трансляциях приносит серьезную прибыль. Призовой фонд чемпионата мира по Dota 2 составляет 12 миллионов долларов и продолжает расти.

Киберспорт — это индустрия, которая приносит деньги. Зарабатывают не только профессиональные геймеры. Есть огромное количество людей, которые получают доход от компьютерных игр, сидя дома.

В СНГ это пока не так популярно, как в передовых eSports-регионах (Азия, США), где молодые люди целенаправленно могут начинать карьеру киберспортсмена или комментатора. Зарубежные игроки понимают, что это престижно, прибыльно и интересно. У нас же нужно время, чтобы компьютерные соревнования стали не просто новым видом развлечения, но и частью рынка труда.

Прогеймеры.

Заработок любого киберспортсмена, как и в профессиональном спорте, складывается из нескольких составляющих.

Во-первых, это зарплата за игру в рамках рабочего контракта с мультигеймингом. Кроме того, нужно помнить о главной денежной награде: чем крупнее лига, тем больше призовой фонд, который делится между участниками победившей команды. Бывает, что организационный комитет выписывает игроку специальную премию. Такие поощрения выдаются за высший пилотаж — хорошую, качественную игру в течение целого сезона.

-4

Параллельно (как и в классических видах спорта) еще больший доход приносят рекламные контракты. Возьмем, к примеру, Месси, который одно время сотрудничал с Lay’s и неплохо зарабатывал за рекламу чипсов. Шансы получить прибыль таким образом есть далеко не у каждого игрока. Производители выбирают, как правило, известных звездных спортсменов с большой базой фанатов. То же самое и с прогеймерами: если ты успешный, популярный, в меру социально активный и у тебя есть преданная армия поклонников, то заманчивые предложения от рекламодателей будут.

Практика уже давно не западная и довольно распространена в СНГ: Даниил Dendi Ишутин из Dota 2, уже в течение пяти лет один из самых известных киберспортсменов в СНГ, заключает успешные контракты с различными компаниями, а его коллега по игре Андрей Dread Голубев совсем недавно рекламировал ноутбуки ASUS. Суммы здесь самые разные: от десятков тысяч до миллионов долларов, все зависит от известности персоны и финансовых возможностей бренда.

Третий способ заработка — монетизация собственной аудитории. Иными словами, получение денег за коммуникацию со своими фанатами. Это могут быть рекламные посты в социальных сетях. Например, фотография игрока в майке Adidas. Отличие от второй системы заработка хоть и не очевидное, но есть: здесь все носит ситуационный характер, игрок не связан долгоиграющим рекламным контрактом с производителем. Это единичные PR- и brand-активности.

Обычно это происходит так: я игрок, я сам веду свои профили в социальных сетях, организую стримы, у меня есть собственная серия ковриков для мышек и футболок с изображением моего любимого танка. У меня много подписчиков, которые пристально следят за всеми активностями. В рамках такой работы с аудиторией я могу успешно запускать разные коммерческие проекты. Как показывает практика, это эффективно.

Если брать Россию, то у нас преобладает первая система заработка: за профессионализм. Потом уже идут рекламные контракты.

Способ получения дохода с помощью работы с аудиторией пока еще не так популярен, но имеет все шансы стать главным источником заработка. Для этого нужно, чтобы киберспортивная индустрия подросла и укрепилась в СНГ. Сейчас она на этапе становления, и немногие игроки могут собрать вокруг себя такое коммьюнити, которое позволит существовать исключительно за счет него.

Кроме того, сейчас не с кого брать пример. Да, есть несколько человек, которые продвинулись далеко вперед и легко могут мотивировать остальных. Но их слишком мало для того, чтобы другие игроки поняли, что работа с аудиторией едва ли не самый лучший способ получать хорошие деньги.

Комментаторы.

-5

Комментаторы (кастеры) также зарабатывают деньги по принципу классического спорта. Это либо зарплатная ставка в рамках киберспортивной лиги, либо работа с аудиторией (как и игроки). Бывает, что и то, и другое.

Есть много студий вещания, которые занимаются освещением eSports-мероприятий по всем дисциплинам, включая World of Tanks. Трансляции ведутся в интернете, где нет никаких границ, кроме языковых. Русскоязычная аудитория огромна, а заработок комментатора зависит именно от количества зрителей.

eSports-комментаторы получают конкурентную, достаточно высокую в рамках рынка СНГ зарплату. Должность специфичная. Техника «что вижу, то и говорю» слабо работает. Долго и со смыслом рассуждать на тему, в которой плаваешь, нельзя. Нужно углубленное знание вопроса. Если говорить о World of Tanks, то здесь обязательно нужен играющий комментатор. Причем только техники будет мало: надо владеть стратегией, тактиками.

Школы киберспортивных комментаторов, конечно, не существует. Действующие прокачанные специалисты — это геймеры-самоучки с хорошими навыками дикции.

В World of Tanks есть два профессионала, которые давно себя зарекомендовали: Алексей Стрельцов и Тауфик Хидри.

Если сравнивать доходы выдающегося комментатора и первоклассного игрока, то зарплата будет больше у второго. Это логично: киберспортсмен формирует дисциплину, создает контент, а кастер его освещает.