Одному моему сыну 3 года. Другому 9 месяцев. Совсем недавно я поняла, что одна из основных и самых сложных задач мамы – иногда не вмешиваться, не приставать к детям.
Организовала все, предусмотрела, продумала и дальше не лезешь. Просто наблюдаешь, дав ребенку возможность самостоятельно развиваться.
Про возможности
Старшего сына я водила за руки, пока он не научился ходить. Долго, мучительно, рассказывая всем как меня утомила материнская участь.
Будучи беременной вторым я с содроганием ждала, мне снова предстояло гнуть спину.
И видимо среди моих знакомых в основном тактичные люди, потому что никто ни разу не спросил: «А вот он просит, чтобы ты его за руки водила? Отвлечь там, проигнорировать или как-то иначе решить проблему невозможно?».
Я была твердо уверена, что без материнского участия ребенок ничему не способен научиться. У моей мамы никто не ползал и это норма.
Каково было мое удивление со вторым, который сам пыжился и перевернулся, сам кое-как начал ползать по-пластунски, потом на четвереньках . Сел, встал…
В отличие от первенца, ему дали такую возможность. Он орал, злился если не получалось, уставал, но старался. И мы не мешали. Мы с ума сходили от крика. Он снова и снова пытался, у него не получалось, его это бесило! Мы мучались от желания помочь, но не вмешивались.
Про помощь
Я героически противостояла бабушке и мужу, пытающимся усадить ребенка в ходунки: «Так легче, быстрее научится ходить». Я вылетала из соседней комнаты как фурия: «Не показывайте ему что можно за ручки ходить. Он не должен узнать об этой возможности. Пусть для него это будет тайной!».
Никаких ходунков. Максимум, чему он в них научится – проситься в ходунки. Пусть не знает и у него будет стимул самостоятельно как-то решать проблему.
Теперь я была уверена, что здоровый ребенок способен самостоятельно научиться ходить. Когда это случится – без разницы, пусть в свое время, а не раньше. Я подожду.
Нам очень повезло. К рождению второго в доме уже жил ребенок. И все оказалось удачно обустроено для мотивации к ползанию.
Что именно?
- Несколько коробок из фикс прайса с игрушками на полу. Подползает, открывает, перебирает.
- Низкий стеллаж с игрушками в открытом доступе. Эта же полка играет роль опоры, от которой малыш встает и по которой двигается.
- Второму сыну разрешили играть там, куда младшему пока не добраться, но он старается залезть.
На первое время этого было вполне достаточно. Ему интересно все, что есть в комнате. И кресло, и дверцы письменного стола, и табуретка брата. Сперва мы закрывали дверь, чтобы он не выползал из комнаты. Сейчас, к 9 месяцам мы открыли для него почти весь дом.
А ждать-то не так уж долго...
В итоге к 9 месяцам он замечательно ползает на четвереньках и по-пластунски, встает у опоры, перемещается по ней в стороны, садится, недавно начал по несколько секунд стоять не держась, а главное – он относительно неплохо засыпает. Потому что устает.
Что бы не говорили бабушки, а катание в коляске, зарядки, массаж, ношение на руках и прочие нагрузки с мамой не ушатывают ребенка. Устает он только от той нагрузки, которую сам себе дает. Она сбалансирована, потому что как ни крути, а человек лучше чувствует когда он устал и хочет посидеть с игрушкой, когда готов к марш-броску. Он маленький, а не тупой.
Я заметила, что любая зарядка, массаж и большинство упражнений все равно основаны на естественных процессах, которые ребенок выполняет самостоятельно, если его оставить в покое.
К примеру, «мотивируйте его ползти». Но ребенок в принципе не способен лежать на диване, созерцая потолок. Он обязательно куда-то поползет, лезет.
Быть может эти упражнения и игры в принципе созданы для того, чтобы мама без дела не сидела и взаимодействовала с малышом? Как будто мы и так этого не делаем... 😆