Интернет пестрит рекламными объявлениями курсов «Как эксперту написать книгу за 90 дней». Если вы врач, психолог, маркетолог, педагог, то здесь все понятно. Такие курсы ориентированы на специалистов в какой-то профессии. Но что, если у вас свое маленькое дело, и вы не считаете себя большим экспертом? Допустим, вы печете и продаете торты или нарядные пряники, вяжете игрушки или занимаетесь макраме. А может быть вы хозяйка небольшого магазина косметики ручной работы, занимаетесь флористикой или просто варите мыло и продаете его небольшими партиями знакомым? Вы мечтаете поделиться своими опытом и знаниями с помощью книги, но не являетесь гуру в профессии. Значит ли это, что путь к собственной книге для вас закрыт? Вовсе нет.
Три года назад, когда я начала писать свою первую книгу «К чему приводит ЗОЖ: 15 лет невероятных экспериментов», я была в такой же ситуации. Я не была ни врачом, ни диетологом, ни косметологом, ни инструктором по йоге. И не считала себя ЗОЖ-экспертом. Зато у меня за плечами был огромный опыт в работе с психосоматическими заболеваниями, в лечении себя и детей с помощью различных систем питания, двигательных практик и докторов целостного подхода к медицине: остеопатов, гомеопатов, кинезиологов, мануальных терапевтов. А также опыт предпринимательства. Я владела интернет-магазином натуральной косметики и занималась PR-продвижением экобрендов на российском рынке, что позволяло мне обучаться у европейских косметологов физиологичному уходу за кожей.
Я не считала себя ЗОЖ-экспертом. Но читатели моего экоблога постоянно задавали вопросы, что ты делаешь, чтобы так выглядеть? Непрекращающийся интерес к небольшим зарисовкам из моей ЗОЖ-жизни, которой я делилась в своем блоге, привел меня к мысли о неотвратимости написания книги. Итак, я не будучи экспертом в какой-то узкой теме, решила написать книгу. Наверняка, вас интересует вопрос, с чего начать?
С чего начать писать книгу?
Начать нужно с идеи, о чем будет рассказывать ваша книга. А еще на старте нужно подумать, какую цель она преследует. Что в результате прочтения должен получить или узнать читатель?
В случае с моей книгой «К чему приводит ЗОЖ: 15 лет невероятных экспериментов» тема была определена так – мой личный опыт в сфере ЗОЖ, который помогает мне быть здоровой и красивой. И я считала цель достигнутой, если хотя бы один читатель нашел для себя рабочую практику, которая позволила бы улучшить здоровье и качество жизни человека.
Если вы хотите написать кулинарную книгу, в чем будет ее основная идея? Научить человека готовить вкусные вегетарианские блюда? Или после ее прочтения читатель больше не захочет питаться в ресторанах, потому что поймет, что дома можно приготовить сбалансированную еду быстро и из простых ингредиентов? Если вы варите мыло, то какой центральной идеей может быть книга? Хотите ли поделиться технологией мыловарения холодным и горячим способом или хотите погрузить читателя в философию и историю мыловарения с основания времен?
После того как вы определитесь с главной идеей и целью книги, нужно посмотреть, что есть похожего на книжном рынке. Есть ли спрос в этой теме? Можно поспрашивать ваше окружение или даже незнакомых людей в соцсетях, интересна ли им и понятна ли идея? Захотят ли они ее прочитать?
На этом этапе начинающий автор может столкнуться с кучей страхов и сомнений, сбивающих с толку. Люди, в начале пути не уверенные в своей экспертности, боятся критики.
Но правда в том, что даже у бестселлеров есть критика. Это неизбежно. Это естественная часть процесса. Плохо, когда реакции нет никакой, когда книга неинтересна. И не цепляет. Когда есть какая-то обратная реакция (неважно, со знаком плюс или минус), это хорошо.
Для работы со страхом белого листа я предлагаю такое упражнение:
- Представьте, что вам 60, 70 или более лет. Вы сидите в уютном каминном зале в окружении взрослых детей и внуков и рассказываете о своей жизни. Что вы им скажете? О чем вы мечтали, что сбылось? Была ли ваша книга среди этих желаний?
- Затем представьте, что вы не издали книгу. Что вы чувствуете? Что мечта так и осталась мечтой, горечь, чувство разочарования?
- А затем представьте, что вы издали свою книгу. Что вы чувствуете в этом случае? Гордитесь собой, испытываете чувство удовлетворения, довольны собой? Как реагируют ваши внуки? Вспомните ли вы о каких-то страхах, которые мучали вас в самом начале пути? Вряд ли.
Если упражнение помогло вам утвердиться в намерении написать и издать свою книгу, но страх все равно захлестывает разум, руки холодеют, а по спине пот течет градом – это повод проработать страх со специалистом. Обычно такие острые реакции мы прорабатываем с клиентами за одну сессию в рамках консультации по корневой терапии. Вот вы определились с главной идеей и целью книги, освободились от страхов. Что дальше?
Продолжение моей статьи читайте на портале Organic Woman https://organicwoman.ru/kak-napisat-knigu-esli-ty-ne-ekspert/