«Много в ней лесов, полей и рек» — так пелось в популярной некогда песне о родине. А как быть, если нужно пересечь и первое, и второе, и третье? Для этого нужны амфибии. И изобретали их в Советском союзе в достатке.
ЗиЛ Дельфин
Эта машина была создана в 1965 году. Задумывался самоходный понтон, но получился водоплавающий монстр длиной почти в 14 м, шириной более 3 м, весом в 14 тонн с дорожным просветом 58 см.
На трассе данная машина развивала скорость до 65 км в час, на буераках чувствовала себя как дома (формула 8х8), на воде развивала рекордные скорости для данного типа машин.
Однако в серию этот стеклопластиковый аппарат так и не пошел. Как это зачастую бывает, стал «неинтересен».
ГАЗ-46 МАВ
Отметился в классе амфибий и ГАЗ. С 1953 года на нем выпускался ГАЗ-46 МАВ (малый автомобиль водоплавающий). Предназначался он для разведчиков и саперов. Формула его была 4х4, длина почти пять метров, ширина – два.
Вместимость у него была 5 человек, скорость – до 90 км в час на трассе и до 9 на воде.
Автомобиль стоял на вооружении, но в итоге был заменен новой БРДМ. Всего свет увидели около 650 экземпляров.
ЗИС-485 БАВ
Создание этой машины было вдохновлено американской амфибией «GMC DUKW-353». Большой автомобиль водоплавающий (БАВ) разрабатывался в Днепропетровске, пошел в серию и выпускался поочередно на ЗИС, на ЗИЛЕ и на Брянском заводе до 1962 года.
Колесная формула у него была 6х6, использовался он для перевозки пехоты и десантирования с кораблей.
Основой для разработки данной машины послужили ГАЗ-63, ЗИС-151, бронетранспортер БТР-152. Всего было выпущено более 200 машин.
НАМИ-055
НАМИ, который начинал работу над амфибией ГАЗ-46 (НАМИ-11), не оставлял эту тему и представил в 1958 году амфибию НАМИ-055 на базе «Москвича-410».
На воде машина с убирающимися в ниши колесами (4Х4) развивала скорость до 12,3 км в час. Было разработано два варианта, но до серийного производства амфибия не добралась.
ВАЗ-Э2122
Не остался в стороне от разработки отечественной амфибии и ВАЗ. Работы начались в 1971 году, но первый положительный результат на базе «Нивы» появился только в 1982, а к 1987 году были проведены успешные испытания в самых трудных условиях.
Однако страна уже начинала «крениться», а вместе с ней рассыпался и этот проект.
ЛуАЗ-967
И все-таки серийная амфибия в стране появилась. Это был плавающий автомобиль для эвакуации раненых и подвоза срочных грузов. Машина производилась в Луцке (опытная партия с 1965 по 1975), затем пошла в серию.
С 1975 по 1989 было выпущено почти 8000 машин. Рулевая колонка находилась по центру, что позволяло справа и слева положить двоих раненых.
Результатов могло быть и больше, но все разработки в этом направлении приносили только пользу, поскольку двигали вперед инженерную мысль.
Если вам интересно эти заметки, буду благодарен за подписку на мой блог.