Найти тему
Кто что сказал

Почему ребенок плохо учится

Содержание:
1. ЧТО ТАКОЕ НЕУСПЕВАЕМОСТЬ

2. ВОЗМОЖНЫЕ ПРИЧИНЫ НЕУСПЕВАЕМОСТИ

3. ВОЗМОЖНЫЕ ПОСЛЕДСТВИЯ

4. РЕШЕНИЯ ПРОБЛЕМЫ

Ваш ребёнок получает плохие оценки и учителя жалуются, что он не справляется с программой. Вам приходится много времени тратить на то, чтобы «пройти» с ним заданный материал и выполнить домашнее задание, но он по-прежнему приносит тройки и двойки. Пытаетесь поощрять или наказывать Вашего малыша, но результатов не видно.

Знакомая картина? Не можете понять, в чём дело и чем Ваш Петя хуже соседского Андрюши?

Попробуем разобраться, что происходит, и как надо действовать в подобной ситуации.

Начнём с определения того, с чем мы имеем дело.

ЧТО ТАКОЕ НЕУСПЕВАЕМОСТЬ

В педагогической науке нет единого мнения, что следует считать неуспеваемостью. Само это понятие возникло, когда начали переходить на всеобщее обучение детей. Тогда обнаружилось, что ученики по-разному усваивают то, чему их учат.

В первые годы советской власти было нормой оставлять до 25 процентов учеников на второй год. Долгие годы для выявления отставания использовались различные опросы, наблюдения за работой и эмоциональными реакциями учащихся на уроках.

Сегодня показателем неудовлетворительных знаний следует назвать результаты сдачи ЕГЭ. Хотя все мы знаем, что итоги единого государственного экзамена напрямую зависят от натаскивания учеников.

Логично думать, что неуспеваемость-это невыполнение учеником требований школы, недоусвоение им знаний, навыков, умений, которые предусматривает учебная программа. То есть это понятие напрямую связано со школой, школьной программой и стандартами обучения. Оценки не всегда являются показателем отставания учеников.

Домашнее обучение и разные новые формы обучения вне школы как традиционного образовательного учреждения вопрос о неуспеваемости остро не ставят.

Психологи выделяют следующие качества детей и подростков, которые отстают в учёбе:

немотивированны на учёбу;

по разным причинам «неспособны», те есть с трудом усваивают учебную информацию;

не имеют нужных навыков учиться;

не обладают трудолюбием, целеустремлённостью;

у них не развито воображение, нет потребности узнавать что-то новое и т.п.

ВОЗМОЖНЫЕ ПРИЧИНЫ НЕУСПЕВАЕМОСТИ

-2

Настоящие педагоги вину за отставание учеников всегда возлагают на себя, то есть на тех, кому доверено обучать и воспитывать детей. Они полагают, что это преподаватели не умеют построить учебно-воспитательный процесс так, чтобы мальчик или девочка смогли раскрыться и проявить себя. «Неталантливых детей нет», - доказывают они, даже имея дело с особенными и проблемными детишками.

Но мы взглянем на причины неуспеваемости не с позиций организации работы учителя, а с позиций родителей, которые столкнулись с этой проблемой.

Причины отставания Вашего ребёнка от своих сверстников можно разделить на два больших блока. Первый связан с развитием и состоянием здоровья ребёнка, второй – с воздействием внешней среды.

К основным «внутренним» проблемам следует отнести:

Индивидуальные особенности организма ребенка. Особую роль играет недостаток развития психических процессов. Известный педагог В.А.Сухомлинский отмечал инертный тип нервной деятельности у отстающих учеников: они тугодумы, не умеют быстро включиться в работу, им необходимо время, чтобы решить поставленную задачу. Зато их решение может быть гениально.

Неподготовленность мальчика или девочки к школе. Они изначально не были научены осмыслять материал, мыслить абстрактно, устанавливать причинно-следственные связи, владеть навыками чтения, письма и счёта, неразвитая речь, память и т.п. Непонимание своей новой социальной роли ученика.

Проблемы со здоровьем и физические отклонения.

«Внешние» проблемы следует сгруппировать по двум темам.

Первая тема: обстановка дома, в семье. Проблемы:

неблагоприятные условия для жизни: пьянство родителей, низкий достаток, необходимость ухаживать за братьями или сёстрами или другими родственниками и др.;

отсутствие родительского внимания;
чрезмерная опека родителей;

родители завышают планку и требуют от ребенка недостижимо высоких результатов;
конфликты между родителями, развод мамы и папы;

конфликтные взаимоотношения с другими братьями и сёстрами, возможно, приёмными.

Вторая тема: обстановка в школе. Проблемы:

конфликт с учителем;

конфликт с одноклассниками;

невозможность проявить свои творческие способности;

частая изолированность в связи с болезнью или какими-то жизненными обстоятельствами.

ВОЗМОЖНЫЕ ПОСЛЕДСТВИЯ

-3

Доказано, что существует прямая связь между успешностью ребёнка в школе и его самооценкой. В свою очередь, самооценка определяет его ожидания, амбиции, цели, действия, дальнейшую жизнь.

Рассмотрим несколько вариантов жизненных сценариев для детей с заниженной самооценкой:

Синдром двоешника. Это явление мы хорошо знаем по многим фильмам. Мальчик плохо учится, не выполняет домашнее задание, неорганизован, грязнуля, лентяй, плохо ведёт себя на уроках и мешает одноклассникам. Пытается компенсировать свои неудачи в учёбе, поколачивая слабых и малышей.

Его мечты нереальны и всегда заканчиваются катастрофой. Возможные дальнейшие эпизоды этого сценария-постановка на учёт в комиссии по делам несовершеннолетних, уголовные правонарушения, изоляция в колонии для трудных подростков, контакты с уголовной средой, совершение преступления, тюрьма.

Человек с детства не верит в свои силы, привык, что он ни за что не отвечает. Он никуда не стремится, ничего не хочет, выполняет самую простую работу, не заводит семью. Живёт на шее у родителей. Не умеет и не желает выстраивать связи с другими людьми, становится изгоем.

Чтобы забыться, начинает пить, принимать наркотики или становится игроманом. Когда близкие люди перестают присматривать за ним, остаётся без средств к существованию, оказывается на улице.

Ребёнок неадекватно реагирует на какое-либо происшествие, проявляет плаксивость, нервозность, устраивает истерики по малейшему поводу. Научился манипулировать взрослыми, чтобы добиваться своих целей. В дальнейшем вместо того, чтобы решать какие-то вопросы, уходит от общения.

Перестаёт проявлять эмпатию, становится равнодушным к тому, что происходит в мире. Делается социофобом. Утрата способности приспосабливаться к условиям социальной среды ведёт к психозам, неврозам и более серьёзным психическим заболеваниям. Деградирует как личность.

Мы нарисовали три наиболее мрачных картины развития событий. Конечно, жизнь гораздо гибче и мудрее управляет человеческими судьбами. Однако эти крайние случаи имеют место, если не остановить негативный процесс превращения ребёнка из неуспевающего ученика в неудачника.

Что могут сделать родители, чтобы этого не допустить?

РЕШЕНИЯ ПРОБЛЕМЫ

-4

Вот несколько рекомендаций, к которым следует прислушаться:

Необходимо прекратить постоянные ссоры и разбирательства и понять, что причина плохой успеваемости Вашего ребёнка не только в его нежелании учиться. В нём живёт страх, тревога, стыд из-за того, что у него всё плохо получается. Ваши эмоции усугубляют его боязнь что-либо предпринять, ведут к замкнутости и открытому неповиновению.

Надо научить Вашего «двоешника» оптимистично относиться к своим недостаткам. Он не должен думать: я не могу это сделать, значит, я ни на что не гожусь. Он должен всегда осознавать: я не могу это сделать, но я научусь.

В любом случае необходимо поддерживать с ребёнком открытые доверительные отношения. Вы всегда должны быть на его стороне. Не прибегайте к угрозам, наказаниям, манипулированию.

Следует приучить его соблюдать рабочий режим. Составьте расписание, где будет чётко расписано время на занятия и на отдых. Если уроки выучены, а время занятий ещё не истекло, ребёнок может проверить ошибки, что-то дополнительно прочитать по теме и т.п.

На время занятий отключаются все гаджеты и электронные устройства.

Ни в коем случае не делайте уроки вместо Вашего малыша. Вы только проверяете, как он выполнил задания, и беседуете, чтобы выяснить, как он понял материал.

Введите правило: когда ты сделаешь то, что надо, ты сможешь заняться тем, чем хочешь. Ваш ученик должен научиться получать удовольствие от дела, которое завершено.

Помогите ребенку развиваться творчески, социально, эмоционально. Участвуйте в его школьных делах, различных мероприятиях.

Постоянно взаимодействуйте с учителем. Обсудите с ним ситуацию, попросите уделять больше внимания Вашему ребёнку.

Подумайте, не будет ли лучше, если перевести Вашего мальчика или девочку в другую школу, другой класс или на другую форму обучения вне школы.

В случае необходимости, обращайтесь к психологу.

Никогда не думайте о будущем Вашего ребёнка в негативном ключе. Сосредоточьтесь на его положительных качествах и помогайте ему их развивать.

Надеемся, что эта статья поможет Вам пересмотреть своё отношение к неуспеваемости Вашего ребёнка. Вы зарядитесь оптимизмом и выработаете новую программу воспитательных действий.

Статью проверил и отредактировал Papa Vlada.

Первоисточник статьи опубликован на сайте Кто сказал.