Крестовые походы - это принятое в истории условное обозначение военно-политического и колонизационного движения народов и государств Западной Европы на Ближний Восток, а так же в некоторые районы Восточной Европы (Балканы, Восточная Прибалтика). Данный процесс проистекал со второй половины XI до во второй половины XII в. Для России и ряда пострадавших в следствии "Дранг нах Остен" ( "Натиска на Восток") стран, однозначно, данный феномен имеет отрицательный характер, однако для европейского исследователя крестовые походы представлялись "Процессом расширения" Европы - увеличением сферы влияния Западной европейской средневековой цивилизации ,а культурное поглощение - колонизацией. Под процессом культурной интервенции Европы, такие именитые медиевисты, как Гельмут Кёнинсбергер, Жак Ле Гофф. понимали процесс расширения сферы влияния от Ядра (Империя Карла Великого и частично Великобритании) до окраин континента - периферии. Данный процесс, в понимании теоретиков должен был объединить новые народы, за счет насильственного присоединения в свой состав : Балкан, Ближнего Востока, Прибалтики, Пиренейского полуострова. Древнерусское государство, в стратеги средневековых колонистов, было малоперспективным, но одной из возможных целей, ввиду того, что оно переживало феодально-удельную раздробленность, которая заключалась в нестабильности и монгольском факторе, а также в общей удаленности от немецкого культурного пространства.
Целенаправленный процесс экспансии заключался не только в порабощении территорий (Как в упомянутой Древней Руси), но еще и в колонизации различных социальных групп, так как после Крестоносцев территория подвергалась заселению (нагонным характером) крестьян и появлению предприимчивых горожан - бюргеров, т.е. процесс освоения новых территорий имел массовый характер.
Социальная основа крестоносного движения была крайне неоднородной, но достаточно широкой, т.к. Крестовый поход - это массовое явление. В нем участвовало Духовенство (Идейная вдохновляющая часть). Духовенство внушало обществу идеологию Крестового похода, которая заключалась в идее освобождения от Мусульманского господства христианских святых мест - гроба господнего. Война, в понимании верующих, означала возвращение "утраченных" территорий - священных христианских мест - земли обетованной, которые в XI в. попали под власть мусульман,(не иначе как из-за козней дьявола в трактовке церковных теистов), который в лице неверных захватил усыпальницу Иисуса Христа. А чтобы, крестьяне более активно становились в ряды войной, был объявлен христианский газават - "джихад меча", т.е. полное прощение грехов и Рай - Вальхалла для всех без исключений, который не требует покаяния, молитв и ведения праведного образа жизни (аналогичная практика, но безуспешная уже существовала в Византии, в целях противоборства с турками сельджуками).
Несмотря на тот факт, что современное католичество является едва ли не самой прогрессивной ветвью христианства,папство которой даже признала Теорию большого взрыва, в средневековье церковный феодализм мало чем отличался от светского и так же был подвержен порокам. Святые отцы данной легальной "индульгенцией" стремились угодить светским коллегам, которые были удручены "муками совести" за пролитую на войнах кровь христиан.
Связано это было с тем, что церковь обладала религиозной монополией на страх, т.к. государство не могло запугать крестьян голодом, мором и войной, поскольку люди воспринимали земную жизнь в качестве царства Сатаны, а вот Святые отцы могли подвергнуть анафеме. В свою очередь, военная служба государству подразумевала постоянное участие феодалов в военных конфликтах, что прямо нарушало 6-ю заповедь. Многим позже (в 1254 г.), посвященная Европа от данной практики отказалась, путем легализации, так называемой "ложной надежды католиков" - веры в существование "чистилища", признанной папой Иннокентием IV.
- Еще по данной теме: Чем Крестоносцы отличались от Тамплиеров