ТИБЕТ. Одно только название вызывает в нашей памяти слово - мистичность и закрытость. До сих пор этот регион в Центральной Азии является самым необыкновенным и малоизученным. Вокруг него витают тайны, мистика, загадки, люди, которые живут почти на "вершине мира", и всё равно множество людей хотят попасть сюда и познать всю суть тибетского образа жизни.
И мы не исключение. Ведь нам интересно, а как же воспитывают детей тибетские семьи. Какие ценности они вкладывают в свои чада, и чем родите там, на вершинах гор, руководствуются при воспитании.
Вот что нам удалось узнать.
В Тибете существую периоды воспитания, на кадом из которых детей воспитываю по разному. Первый период - до 5 лет, второй период - с 5 до 10 лет, третий период - с 10 до 15 лет, и четвертый - после 15 лет. Для нас это более понятная схема, потому что мы знаем её как возрастная педагогика.
1. И так. Самый важный и самый первый период воспитания до 5 лет. Почему-то тибетцы метафорически называют его как "воспитание и обращение с ЦАРЁМ". Видимо потому, что в этом периоде ребёнку всё разрешается делать и нет никаких наказаний.
Величайший запрет - бить и всячески унижать ребёнка.
Некоторые же родители и воспитатели делают это потому, что ребёнок слабый и не может ответить им как следует. А пусть попробуют поднять руку на 15-го? Явно будет отмашка и словесная, а в некоторых случаях даже физическая.
До 5 лет ребенок ещё "ничего не понимает". Хотя нам кажется, что всё наоборот, он понимает нас, или делает на зло. "Не понимание" объясняется тем, что у ребёнка этот период нет способности выстраивать логические связи, и для него "плохо" или "хорошо" - это одно и тоже действие.
Лучше всего ребёнок понимает эмоции на лице родителей, которые он видит.
Как пример, ребёнок взял и разбил дорогую игрушку. С позиции родителей - это плохо, потому что они отдали за неё деньги и она имеет ценность. Ребёнку всё равно, в хорошем смысле этого слова.
Не понимающие родители что бы решить этот вопрос накажут ребёнка "силой", ударяя по рукам или по попе. Это подавление его естественного желания всё познать с помощью силы. А нам же ясно, что при физическом наказании у ребенка разрушается его нормальное эмоциональное состояние.
Поэтому, на подобные действия лучше всего реагировать хмурым или радостным лицом. Эмоции лучше всего понимаются детьми в этом возрасте. Делает что-то "неприятное" - выражаем эмоцию недовольства.
В этот период дети очень любознательны и активны, так как они пытаются понять и освоить этот мир.
2. Второй возрастной период - с 5 до 10 лет. Для этого периода они сформировали метафорическую фразу "обращаться с ребёнком как с рабом". Немного жутковато, не правда ли?
Но здесь ничего страшного нет. Такая формулировка обозначает то, что теперь перед ребёнком нужно ставить определённые задачи и цели, которые он, по возможности, должен выполнить.
Как раз в это период идёт интеллектуальное развитие ребёнка, и он уже может формировать чёткие логические связи, которые раньше сформировать не удавалось.
- Такая природа нашего мозга.
Даже не смотря на это, за невыполнение или "не такое как следовала бы выполнение" ребёнка ЗАПРЕЩЕНО наказывать физически.
В этот период ребёнок должен осваивать знания и начинать учится, потому что мозг прекрасно запонимает и обрабатывает поступающую в него информацию. Здесь же он должен учится определять реакцию людей на те поступки, которые он совершает.
3. Шикарный третий период, когда ребёнку 10 - 15 лет. Здесь уже родители могут проявить себя как взрослые люди. Тибетцы говорят, что именно в это период вы можете общаться с ребёнком как с равным себе человеком.
Только равенство не с позиции, я делаю так, и ты делает так, а с позиции осознанности, что ты "ребенок" уже можешь понимать, что такое знания и опыт, и как их можно применять в реальной жизни.
Ребёнок уже готов самостоятельно и без вашей помощи выполнять определенные задачи. Будет хорошо, если самостоятельность вам будет поощряется, даже если что-то не получается с первого раза. Зато получится со второго, или пятого. Но - самостоятельно.
Можете брать совет у ребёнка, или советовать ему что-то, если он у вас чем-то интересуется. Это классно, потому что в такой манере вы можете прививать ребёнку определённые ценности, которые вы хотите в нём воспитать.
Стоит отметить, что в этом периоде вы можете выражать своё "недовольство"по отношению к определённым вещам, делая акцент на негативных последствиях, которые могут быть. Уже сейчас ребёнок сможет вас понять.
Смотрите первые период, почему именно тогда не можно было этого делать.
4. Период с 15 лет. Тибетцы говорят, что уже поздно начинать воспитывать ребёнка, поэтому просто относитесь к ниму с той любовью, которая у вас есть.
Очень важно не пропустить выше описанные периоды, ведь пробелы в воспитании скажутся на дальнейшей жизни ребёнка.
Если вы будете бить и всячески физически подавлять ребёнка, вы погасите его жизненную силу и активность, сделаете из него личность, которая только и умеет, что подчиняться другим. Если не перестане постоянно баловать - есть возможность, что ребенок не сумеет справляться с заданиями, которые будут стоять перед ним во взрослой жизни. А если же будете всё делать за него, и не дадите ему совершать ошибки, он не сможет стать самостоятельным, что мы и пытаемся привить ребёнку во взрослом возрасте.
На нашем канале, вы найдёт много полезного материала, который сможете почитать. А именно: