Найти тему
Igor Novikov

Шуша – красная линия вместо общего дома.

Город Шуша был когда-то общим домом для армян и азербайджанцев, жили там и представители других народов. Случались ссоры и конфликты, спровоцированные в основном политическими мотивами, но когда людям не мешали, они как-то уживались. Были там армянские и азербайджанские кварталы, были христианские храмы и мусульманские мечети. Однако политика не оставила людей в покое.

фото из Интернета
фото из Интернета

В начале XX века, вследствие неудачной политики властей, в Шуше произошли армяно-азербайджанские столкновения. Сначала царское правительство увеличило армянское представительство в местном управлении, вызвав недовольство мусульманского населения. Затем, испугавшись возросшего влияния армянской буржуазии, власть попыталась опереться на азербайджанцев. Неумелые реформы привели к обострению обстановки на территории всего Восточного Закавказья, армяно-азербайджанские столкновения произошли в Баку и других городах, в т.ч. и в Шуше. Свою негативную роль в событиях сыграла и армянская националистическая партия "Дашнакцутюн" - ее вооружённые формирования провоцировали конфликт.

Затем были сложные и трагичные события 1918-1920 годов – противостояние армянского населения Карабаха и провозглашенного 28 мая 1918 года нового государства - Азербайджанской Демократической Республики. Армяне Карабаха отказались признать власть этого государства и войти в его состав, азербайджанское руководство ответило силовым подавлением несогласных. Противостояние проходило в присутствии и при участии сначала турецких, потом английских интервентов, сопровождалось жестокими этническими зачистками и закончилось в 1920 году полным разгромом армянской части города Шуша, избиением и изгнанием всего армянского населения из города и некоторых окрестных сел.

После распада СССР, в результате жестокого межнационального конфликта, превратившегося в войну, уже азербайджанское население Шуши было вынуждено покинуть город. Затем последовали примерно 26 лет относительного мира, в городе провели восстановительные и реставрационные работы, но никаких попыток к примирению армян и азербайджанцев, похоже, так никто и не предпринял. Армяне отремонтировали и отреставрировали мусульманскую мечеть в Шуше, как исторический памятник, но в этой мечети нет молящихся. Восстановить здания легче, чем отношения между людьми.

Верхняя мечеть Гевхар-аги (Шуша) в августе 2010 г. (фото из Интернета)
Верхняя мечеть Гевхар-аги (Шуша) в августе 2010 г. (фото из Интернета)
Армянский собор Святого Христа Всеспасителя в Шуше (фото из Интернета)
Армянский собор Святого Христа Всеспасителя в Шуше (фото из Интернета)

И вот новое военное обострение – продолжение войны, которая не заканчивалась в сердцах и мыслях людей и неизвестно, когда теперь закончится. Новые жертвы дают свежую пищу для взаимной неприязни, нетерпимость двух народов только усиливается и примирения никто не хочет, все хотят полной победы. Однако даже полная победа не всегда бывает окончательной. Возможно ли теперь такое состояние, когда и христианские храмы, и мусульманские мечети в Шуше будут не только отреставрированы, но и заполнены верующими, собравшимися на молитву?

Сейчас в Шуше решается исход очередного этапа войны, там происходит главная битва народов, там проходит "красная линия" местной (и не только местной) геополитики. А что придает этой линии красный цвет? Этот цвет не только от жесткости государственных позиций, строгих дипломатических формулировок или маркеров на штабных картах. Не слова, не чернила, а человеческая кровь становится главным красителем для этой линии, это происходит прямо сейчас, а потом политая кровью почва даст новые всходы межнациональной вражды, и со временем от этих всходов будет и новый урожай – очередной этап бесконечной войны.

При такой непримиримости местных народов разве что внешнее силовое вмешательство может их остановить, но ведь внешние силы придут со своими интересами! Армянам и азербайджанцам лучше бы самим найти решение, они породили эту войну и только они могут ее закончить окончательно и по-настоящему, избавившись от собственной ненависти, научившись снова жить совместно на одной земле и в одном городе, хотя бы и в разных кварталах. Но для этого недостаточно реставрировать здания, хранить историческую память в музеях, говорить примирительные речи. Нужно живое человеческое общение, диалог, контакты между людьми, и, при всех разногласиях - ощущение общего дома.

Ранее на эту тему:

Как армяне и азербайджанцы отказались от примирения.