Лучший фильм по версии зрителей журнала “Советский экран” 1980 года. И понятно почему его любят до сих пор - простые люди, вечный сюжет, интеллигентная Анна Каменкова с ее обволакивающим голосом, Владлен Бирюков от которого “пахнет мужиком”, подлец Сергей Проханов. Съемки проходили в деревне в Ленинградской области, в 3,5 часах езды от Ленинграда. Никаких декораций специально строить не стали, все в фильме натуральное.
На протяжении фильма видно как герои притираются друг к другу. Маня выросла без родителей, с бабушкой и не было перед ней примера семьи. Назло всем разговорам, взглядам, от обиды она выходит замуж за вдовца. В силу возраста и неопытности кажется что Маша сама не знает что хочет. Добрая, испуганная, кажется что только в первую брачную ночь она снимает розовые очки и понимает что все по-взрослому.
Муж Алексей человек деревенский, с непростым характером, дочку “любит” своей особенной любовью, для новой жены готов на все, одаривает ее подарками, щедрый, хозяйственный, не пьющий, буквально душит Машу своей любовью. Ему нужна домашняя жена, какое образование? Но видя равнодушие и упрямство Маши, глушит свою боль водкой, дочку сплавляет родственнице, тетку выгоняет, бывшая любовница уже тут как тут. Но все не то. “Ох и скрутило меня, Томка, никто кроме нее не нужен”
В фильме хорошо показан деревенский менталитет. Сельские пейзажи, большая свадьба, когда все гости не помещаются в доме, продавщица в сельмаге, как королева положения “Тапки белые пора покупать, а вы всё комбинашки перебираете”. Вообще, Тамара (Н.Назарова) как говориться, всегда оказывалась в нужное время в нужном месте. Какое ликующее лицо у нее было в кафе, когда она застукала бывших влюбленных “До чего интересный мужчина, не буду мешать, тет-а-тет”, как она поддерживала Алексея когда Маня уехала поступать и даже в конце была готова денег одолжить.
Одной их самых фееричных оказалась сцена возвращения жениха. Тут и причитивающая баба Агаша и мама жениха, пытающаяся оправдаться и лихая улыбка Сергея Проханова, сестра, которая начинает его бить, настоящая трагедия на свадьбе. А как уже потом Володя от обиды выкрикивает ей “Частница!” Кстати, для актера Проханова эта роль стала “спасательным кругом”, после фильма “Усатый нянь” за ним закрепилось амплуа славного парня.
Самая мудрая здесь - бабушка Агаша: прямолинейная, сильная, простая “Без любви замуж выйти! И с любовью с мужиком тяжело” Ей все видно и она как адвокат, разъясняет молодым что с ними не так. Всем бы такую бабушку.
Больше всего мне жалко в этом фильме дочку и ее тетку, пинает их главный герой весь фильм. И будем честны, Маше очень повезло что муж ее так сильно полюбил.
Прошло уже 40 лет, но фильм по сих пор популярен, потому что люди видят в героях себя. Как вы считаете полюбила в итоге Маня своего мужа или просто по привычке вернулась?