Можно спорить до хрипоты о нынешних протестах в Таиланде. Но как не крути, нынешний политический конфликт - это не просто кульминация многолетней напряженности, созданной крайне неравной социальной структурой и не сильно эффективной системой правосудия, но столкновение идеологий или верований из-за отсутствия альтернативной точки зрения, которая скрывалась за политикой страны с тех пор, как произошла Революция 1932 года.
Не пора ли признать, что мы являемся свидетелями непреодолимой пропасти в тайском обществе, трещины такой ширины и глубины, что нет никакой силы, способной хотя бы немного ее сузить. И решение о создании комитета по примирению это своеобразный лейкопластырь, которым нынешние власти пытаются заклеить эту трещину.
По сути, протест, возглавляемый студентами, - это еще одна глава в длинной истории современной политики Таиланда, показывающей борьбу между консервативным истеблишментом страны и прогрессивными силами. Нет никаких сомнений в том, что антиправительственная группа начала новую главу со своими беспрецедентными требованиями реформ монархии, что всегда являлось табу.
Ответная реакция была сильной, даже фанатичной, поскольку некоторые группы общества считают это учреждение священным. Споры по поводу монархии стали еще более сложными, поскольку они были построены на наследии переворота 2014 года, который также искалечил путь страны к демократии.
Внешне однобокие правоохранительные органы государства и нежелание принимать во внимание обиды молодежи приблизили конфликт к конфронтации. Поскольку полиция продолжает оказывать давление на лидеров студентов, повторно арестовывая их каждый раз, когда они освобождаются решением судов. Эмоции накаляются среди их сторонников, заявляющих о дискриминации, поскольку они не видят в офицерах полиции такой активности и строгости в других случаях.
Очевидно, что решение, и даже деэскалация конфликта, невозможно без компромиссов с обеих сторон. Ясно, что, хотя обсуждение монархии не должно считаться преступлением, студенты вряд ли выполнят все свои требования в ближайшее время.
В то же время безжалостное преследование протестующих со стороны государства может дать им преимущество, но такая победа над молодежью не будет долгой. Как говаривал Pablo Neruda: "Вы можете срезать все цветы, но вы не можете предотвратить приход весны".
Посеяные семена недовольства; пустили корни. Сопротивление будет возвращаться снова и снова, что мы собственно и видим начиная с 1973 года, и скорее всего, станет более сильным и смелым. В конце концов, время на их стороне.
Чтобы начать сначала, стране нужны новые правила и, соответственно, новый лидер, который возглавит еще один переход к более толерантному обществу. Будущий Таиланд должен быть достаточно крепким, чтобы приспособиться к более разнообразным политическим идеологиям и конфессиям.
Согласно новому дизайну, роялисты и прогрессисты должны иметь возможность сосуществовать по одним и тем же правилам, соглашаться или не соглашаться с выражаемыми взглядами, не опасаясь возмездия, особенно со стороны государства.
По мнению протестующих, чтобы это будущее материализовалось, необходимо отменить две вещи: действующую конституцию и премьерство генерала Prayut Chan-o-cha. Обоснование простое. Как только генерал Prayut признал, что Конституцию необходимо переписать, автоматически исчезла и легитимность, которая удерживала его у власти.
Конституция - якобы его выдающееся достижение. Это высший закон, регулирующий жизнь всей страны. Она должна быть общее правовым основанием, обеспечивающем равное и достойное обращение с людьми разных рас, религий и политических убеждений.
Но посмотрите, к какому безумию тайцев довела хартия.
В конце концов, даже правительственная сторона, один из членов которой когда-то хвастался, что хартия "написана только для нас", вынуждена была смириться с тем, утверждением что конституция не действует.
Премьер-министр Prayut Chan-o-cha продолжает настаивать на том, что он не уступит давлению и не уйдет в отставку, и держится только за счет собственного упорства. Если нынешняя Конституция, которую он курировал, привела тайцев к краю пропасти, как люди могут доверять ему разработку новой? – такова позиция протестующих.
Защищая свою позицию, генерал Prayut, в какой-то момент, оглянулся на прошлое и спросил своих сограждан: "Что я сделал не так?" Требуя его отставки, студенты демонстративно смотрят в будущее, в котором нет места для такого нетерпимого лидера, как он.
Prayut предпочел угнетать, когда мог слушать. Вместо того, чтобы открывать свое сердце и обращаться ко всем в обществе, он предпочитает принцип "победитель получает все" и односторонний подход к общению. Что собственно и понятно, весь его предыдущий жизненный опыт, учил именно этому.
Линия политического разлома Таиланда расширяется с каждым днем, а экономический кризис его только ускоряет. Посмотрите на исторические аналогии: 30-ые годы, жесточайший мировой кризис и в 1933 году Таиланд обретает Конституцию. Нынешний экономический кризис обещает быть более суровым… Закон, открытый стариком Марксом, о соответствии производственных отношений характеру и уровню развития производительных сил, пока никто не отменил, как бы мы лично, к нему не относились. Или страна вернется в 17 век или…