Найти в Дзене
Путешествия по планете

Спустился в действующую шахту. Показываю, в каких условиях там работают люди

Попасть в действующую шахту, где каждый день идет добыча породы – дело непростое. В большинство шахт посторонних просто не пускают по требованиям техники безопасности: пустишь туда человека с улицы, а ему на голову камень упадет – кто отвечать за это будет?

Но мне удалось найти рабочую шахту, куда пускают посторонних, правда, с соблюдением мер безопасности. Для начала предложили (я бы даже сказал "настоятельно посоветовали") облачиться в каски и расписаться в книге учета за выданные фонари, а дальше путь вел только вниз на глубину 70 метров под землей...

Так начинается каждый рабочий день шахтера – с получения инвентаря
Так начинается каждый рабочий день шахтера – с получения инвентаря

Гипсовый завод, для обеспечения которого работает шахта, был основан в 1933 году. Это время первых пятилеток: темпы роста экономики были ударные, но о людях в то время, к сожалению, думали мало. И хоть с тех пор оборудование шахтеров сильно изменилось, ходы в шахте остались почти такими же, как были почти сто лет назад.

Разве что узкоколейку проложили и электричество под землю протянули, но и это уже большое достижение. Представляете, каково было работать шахтерам при свете масляной лампы? С современным освещением все же чуть поприятнее...

На глубину в 70 метров под землей ведет тоннель с узкоколейкой
На глубину в 70 метров под землей ведет тоннель с узкоколейкой

Изначально для перетаскивания многотонных вагонеток с гипсом использовали лошадей, участь которых в шахте была незавидна по вполне понятным причинам. Вагонетка сама по себе весит немало, и плюс на нее грузится тонн шесть гипса. Понятное дело, что лошадкам было нелегко...

Сейчас животные в шахтах не используются
Сейчас животные в шахтах не используются

Сегодня вагонетки таскают дизеля. Дизелевоз имеет в основе здоровенный шестицилиндровый дизельный двигатель от МАЗа, а коробка передач представляет собой третью и четвертую передачи от КПП того же грузовика. Возникает логичный вопрос: почему оставили только высокие передачи? Тяжело же будет вагонетки таскать!

Вот такие аппараты таскают вагонетки с гипсом сегодня
Вот такие аппараты таскают вагонетки с гипсом сегодня

Отличие здесь кроется в разнице между колесным и рельсовым транспортом. У рельсового не такие большие потери на трение качения, как у колес машины, поэтому мощности этой махины вполне достаточно, чтобы таскать вагонетки даже на третьей и четвертой передачах. Плюс еще важную роль играет скорость: если бы дизель таскал вагонетки на первой передаче, он бы и половину своей нормы за смену не выполнил...

Вагонетки с гипсом, с которых рабочие начнут в понедельник
Вагонетки с гипсом, с которых рабочие начнут в понедельник

Тоннели гипсовой шахты тянутся на несколько километров, а поскольку шахта работает уже почти сто лет подряд, бóльшую ее часть занимают отработанные помещения. С каждым годом шахтерам приходится все дальше и дальше вгрызаться в породу, чтобы находить пригодный для добычи гипс.

Это только кажется, что добыча — дело нехитрое. Сначала нужно провести разведку, как залегают слои. Если маркшейдеры наталкиваются на карстовые провалы или слои воды, значит дальше идти нельзя. В противном случае шахта либо обвалится в карстовый пролом, либо будет затоплена подземными водами. Ну, а потом в дело вступают взрывники: закладывают заряды и обрушивают породу.

Одно из многочисленных ответвлений в шахте
Одно из многочисленных ответвлений в шахте

Условия работы у шахтеров не сахарные. Работают они шесть дней в неделю по шесть часов в две смены. За нелегкий труд они получают льготный выход на пенсию в 50 лет и увеличенный отпуск около 40 дней в год в зависимости от должности.

Платят ребятам при этом 20-30 тысяч рублей в месяц опять же в зависимости от должности. Несмотря на неплохую вентиляцию, условия труда в шахте считаются вредными, потому что дышать приходится не только пылью, но и выхлопными газами дизелевоза: отсюда и все льготы по отпуску и выходу на пенсию. Местные держатся за эти места именно из-за льгот, хотя сама по себе зарплата молочных рек с кисельными берегами не сулит.

Люди не жалуются, потому что шахта обеспечивает пару близлежащих деревень рабочими местами. Да и зарплата по деревенским меркам считается приличной...