Это был последний класс, который тепло вспоминал время, проведённое в школе, учителей и друзей-одноклассников. Последний советский выпуск, который не знал экспериментов с ЕГЭ, реформ школы и бесконечных преобразований программ, методик и технологий. Все школы работали по одной на всю страну программе. Нет, в каждом областном центре были несколько школ (английская спецшкола, спецматематическая и т.п.), про которые знали – они для престижа. В английскую попадали дети местных начальников и несколько уникальных школьников, победивших на олимпиадах. В математическую шли признанные умники.
Все остальные школы отличались только директорами: умный, талантливый, волевой и непременно пробивной директор собирал вокруг себя коллектив единомышленников и намечал задачу: да, тщеславие тоже было, но была идея – сделаем лучшую школу в районе, нет, в городе, да нет же, в области! И подбирал директор заместителя по воспитательной работе, при котором у ребят глаза горели, потому что был и школьный театр, и школьный музей Боевой славы, и комсомольские собрания превращались в настоящие споры о жизни, о стране и о себе, любимом, и твоём месте в этой интересной жизни, и ездили школьники в турпоходы, на экскурсии и в южные области на уборку яблок (и никто не боялся, что нападут маньяки, террористы, мошенники). И ремонт школы делали сами учителя и старшеклассники, и трудовики и физкультурники твёрдо знали, что никто не пожалуется на эксплуатацию, когда парни красили со стремянок рамы в спортзале.
Этот класс я получил, когда ребятам было 11 – 12 лет. И мы вместе дошли до выпускного, а потом они ещё долго сами собирались, чтобы сходить в поход, съездить на реку с палатками, и всегда потом хвастались, что у них так отлажена цепочка, что по звонку почти весь класс за два часа соберётся на квартире у Савы – это был традиционный пункт общего сбора, там мама-инвалид почти не выходила из дома, но зато радостно принимала друзей сына.
А потом прошло 20 лет, и можно было делать выводы: кто чего добился?
И оказалось, что легенда о дворняжке, которая выживет на необитаемом острове, где пропадут от голода увешанные медалями призёры выставок породистых собак, так и осталась в мире животных. Весёлые, жизнерадостные троечники, живущие, как кривая вывезет, так и остались в большинстве своём весёлыми «бухариками», готовыми поддержать любую гулянку. Нет, конечно, были и те, кто нашёл работу по душе, занимался домом, семьёй, строил дивную дачу, возил детей в лес и на рыбалку.
Но большинство «троечников» не по разу в разводе, увешанные исполнительными листами, берущиеся за любую работу и бросающие её, когда запахло халявной выпивкой… нет, они не унывали, по-прежнему жизнерадостно смотрели на мир, правда, давно без квартиры (родительскую разменяли, потом отдали бывшей жене с детьми, кто-то даже продал и … обмыл продажу до полного исчерпания кредита у всех знакомых).
думаю, это связано с лёгким отношением к жизни: зачем зубрить, сидеть над задачами, учить дурацкие формулы, если так много интересного вокруг? И не хватило самодисциплины, умения заставить себя.
– Серёга умер, сердце, да и пил он сильно, – перебирали на вечере встречи.
– Мишаня пропал… начал травку покуривать, потом дальше и больше, потом вообще исчез…
– Женька так и не вышел, после первого срока тут же получил второй, больше ничего не знаем…
– Лёва в драке погиб. Ну, вы же помните его характер!
Не получалась жизнерадостная картина, как весёлые троечники легко устраивались в жизни. Нет, с голода никто не помирал, но с работы их увольняли первыми – ненадёжные, на работу брали последними – приходил такой помятый «трудовой резерв», путано объяснял, почему потерял прежнее место…
Не хочу сказать, что все отличники сейчас ездят сплошь на иномарках, живут исключительно в коттеджах и отдыхают только в январе и только на Канарах, а в июле в Альпах, но есть у них одна общая черта: стабильность. Надёжность. Семья, жена, дети, обязанности и привязанности – всё это те якоря, которые не позволяют совершать глупости, а закладывались эти черты именно в детстве, в школе, когда нужно было выбирать: весёлый вечер или завтрашняя контрольная? И заставить себя остаться за столом было непросто. Но это умение потом помогало.
Не претендую на глобальные обобщения, но упорный труд в школе был для этого времени основой надёжной линии в жизни.
Да, сейчас для школяров всё сложнее – наши дети попали в ситуацию, когда прекрасное образование не становится гарантией успеха в жизни. И кто знает, сколько это будет продолжаться, но я всё равно твержу: «Успешная учёба повышает ваши шансы!»