Задумались ли вы когда-нибудь над понятием "человек второго сорта"?
Может быть, вы слышали это в свой адрес или сами кого-то таким считаете? Что вам приходит на ум? Не знаю, как вам, а в моих ассоциациях, это нечто архаичное, феодальное, кастовое.
Само понятие второй сорт - это что-то неполноценное, испорченное, недоделанное и т.п. Обычно мы слышим подобные эпитеты в отношении некоторых категорий мигрантов, алкоголиков, наркозависимых, преступников и прочих групп. Но второсортность воспринимается не только социально-экономическом, но и на психологическом уровне.
Вы можете видеть такие проявления у людей зависимых, долго находящихся в подчинённом угнетаемом положении. Можно рассмотреть формирование второсортности не только в семейных отношениях, но и на примере классического чиновника или карьериста.
Научение происходит, как результат многократного повторения ситуаций, в которых человек по тем или иным причинам ведёт себя вразрез своему "Я", некоторым своим ценностям: заискивающе, раболепно, допуская в свой адрес переход на личности, подавление себя через всевозможные манипуляции. Причём, именно допускает!
Такое поведение бывает свойственно людям, жаждущим выстроить изначально противоречивые отношения, хорошую карьеру при слабых исходных данных или обладать властью, что воспринимается, как самоцель.
Можно говорить о приоритете достатка над достоинством.
Каков же психологический механизм?
В этом случае человек для достижения целей открывает свою внутреннюю границу для более статусного человека. Как бы говоря ему: заходи в мой дом, делай там, что хочешь, я полностью тебе предан! Лишь бы ты позволил мне достичь цели. Гость наделяется правом вести себя там как хозяин, а точнее, как слон в посудной лавке. Справедливости ради скажем, что такая всеразрешенность может быть ловушкой для гостя, но пока упустим эти детали.
Если только человек не мазохист, то, согласитесь, мало приятного в позволении чужому человеку свободно заходить на свою частную территорию когда он захочет, пользоваться там всем, чем захочет, и, соответственно, гадить там и не убирать. Во многом исход такого гостеприимства будет зависеть от порядочности-испорченности самого гостя, а это, как вы понимаете, рулетка.
Тут приходит на ум наша старая добрая сказка про лису, зайца и петуха. Когда заяц впустил лису к себе в дом, а она его и выгнала потом. И лишь петух с косой и шпорами смог прогнать рыжую. Важно так же, что петух остался жить с зайцем. Т.е. заяц в обмен на жизнь в своём же доме вынужден был уже прибегнуть к помощи "братка". Заплатить высокую цену! За соответствующие услуги, наделив его долей в своей квартире.
Что ж, зайцу пришлось заплатить всего лишь материальную цену. А человек, впустивший в свой дом такого лиса может лишиться самого ценного - себя. Привыкнуть, так сказать.
Позволяя другому варварски пользоваться гостеприимством чрезмерно проницаемые границы могут совсем перестать существовать или стать крайне диффузными. И человек становится заложником своих целей и, практически беззащитным перед внешними силами.
Доминирующий гость, спутанность мотивов и отсутствие границ могут спровоцировать сильнейшее снижение самооценки, снижение уровня притязаний в отношениях, чувства собственного достоинства. Всё это - билет в депрессию и выученное представление о себе, как о испорченном, человеке второго сорта. Когда человек привыкает к внешнему управлению собой на психологическом уровне, как бы делегируя свою субъектность. А значит в психике прорастает мысль о своей неполноценности, второсортности. Теперь незачем иметь свою точку зрения, ведь таковы "правила". В этой точке концентрируется и страх перед статусом.
Между прочим, если такому человеку всё-таки удаётся прорваться в начальники и взлететь по карьерной лестнице, то как вы думаете, как он будет себя вести? Да, да, да... С большой долей вероятности он начнёт сознательно или подсознательно мстить и выучивать второсортности своих подчинённых, плодя раболепство, заражая страхом перед начальством, лишая человека здоровой инициативности.
Часто такая личностная модель формируется, как профессиональная деформация особенно в структурах с жесткой иерархией.
Однажды мне довелось разговаривать с молодым начальником медицинской службы в одной из подмосковных воинских частей. И вы знаете, его негодования не было предела. Он сетовал на то, что нынешняя армия стремится лишить человека рассудительности, критичности, инициативности, достоинства, здравого смысла далее по списку. Подтверждая афоризм двухсотлетней давности "Служить бы рад, прислуживаться тошно". Невозможность участвовать в процессе принятия решений приводит к мысли что собственное мнение, мягко говоря, никому не интересно. При этом необходимость предоставлять псевдоотчёты, участвовать в большой вредоносной и бессмысленной системной лжи никто не отменяет.
Выученная второсортность парадоксальное явление и говорит в первую очередь о деформированной, ситуативной самооценке. Когда в одних условиях она одна а в других иная.
Примерно то же происходит в некоторых семьях когда один член семьи допускает в свой адрес абьюзивные отношения.
Сразу вспоминается народная мудрость. "У человека может быть две свободы: внутренняя и внешняя. И если у человека есть первая, то лишение второй для него не страшно".