Как следует из названия, управление цепями или более ласково цепочками поставок (УЦП) это процесс в результате, которого обрабатываются и оптимизируются все многочисленные сложные аспекты цепочки поставок, включая товары и услуги.
Даже обеспечение своевременного прохождения партии товаров по цепочке: производитель-перевозчик-поставщик-перевозчик-покупатель - это серьёзная задача. А сделать этот процесс экономически эффективным, и создать реальную чистую стоимость товара в конце цепочки поставок - действительно непростая задача.
В реалиях сегодняшнего времени, управление цепочками поставок особенно важно, потому что современная коммерция существует в сетевой глобальной экономике.
Большинство предприятий являются специализированными - даже универмаги и крупные магазины формата “Big Box” полностью оборудованы и приспособлены для продажи товаров покупателям, несмотря на их широкий ассортимент товаров.
Трудно оправдать значение вертикальной интеграции таких предприятия, когда расходы на коммуникации и инструменты по управлению цепями поставок являются недорогими. В этом случае, почти всегда имеет смысл отдать на аутсорсинг управление цепями поставок, для повышения эффективности и прибыльности предприятия.
НЕМНОГО ОБ ИСТОРИИ ВОЗНИКНОВЕНИЯ УПРАВЛЕНИЯ ЦЕПЯМИ ПОСТАВОК
Концепция управления цепочками поставок действовала задолго до того, как термин был создан в 1982 году. В колониальную эпоху международная морская торговля уже создавала сложные транспортные проблемы и возникала необходимость в повышении эффективности логистики.
Во время промышленной революции способность быстро производить товары с помощью машин привела к необходимости управлять значительными запасами и их постоянным потреблением. К тому времени, когда со знаменитой сборочной линии Генри Форда в 1913 году начали сходить первые в мире автомобили, произведённые методом поточного производства, управление цепями поставок уже стало искусством.
На протяжении всего последнего столетия, всё больше компаний производили больше товаров и постоянно искали способы сократить свои расходы. Однако вертикальная интеграция, которая применялась в собственных цепях поставках почти всех компаний, не давала никакой возможности снизить затраты на каждом этапе цепи поставок.
В 1980-х годах глобализация стала реальностью, для многих компаний из-за широкого использования компьютерных систем, более удобного общения и торговых законов, благоприятных для коммерции. Примерно в 1990-х годах для компаний стало обычной практикой специализироваться и сосредоточиваться на основных сферах своей деятельности и отдавать на аутсорсинг остальные процессы, тем самым отказавшись от вертикальной интеграции из предыдущей эпохи. На этом этапе цепочки поставок превратились в действительно сложные системы, чтобы успешно координировать работу сотен несвязанных и географически удаленных производителей, поставщиков, грузоотправителей, складов и розничных продавцов.
Сейчас, в эпоху «УЦП 2.0», интернет и новые методологии привели к созданию платформ для совместной работы и демократизации процессов. Это позволяет даже малому и среднему бизнесу пользоваться теми же технологиями, что используют основные глобальные игроки рынка. Улучшенные средства коммуникации и планирования дают возможность, как малым, так и крупным компаниям управлять еще более сложными цепочками поставок.
ВАРИАНТЫ ЦЕПЕЙ ПОСТАВОК
● Глобальное УЦП: сочетание глобального производства с управлением цепочкой поставок, которое должно учитывать тарифы и местные налоги, когда товары и услуги перемещаются по всему миру, чтобы в конечном итоге обеспечить большую ценность в конце цепочки.
● SAP УЦП: системы, приложения и продукты (SAP) - компания-разработчик программного обеспечения, которая произвела революцию в логистике и планировании корпоративных ресурсов. SAP обеспечивает автоматизированный способ управления сетями цепочек поставок, планирования цепочек поставок и выполнения цепочек поставок, наряду с планированием производства, бизнес-прогнозированием и планированием спроса.
● Логистика и УЦП: искусство координировать усилия каждого члена цепочки поставок, чтобы доставлять товары от их источника к потребителю.
● Закупки и УЦП: акцент на денежном аспекте УЦП, от затрат до добавленной стоимости на каждом звене в цепочке поставок.
Автор статьи: Брицко Андрей Игоревич — независимый бизнес-консультант, помогаю бизнесу импортировать качественные товары из Китая.
Автор курса «Управление цепями поставок при импорте из Китая»