Найти тему

ТАИНСТВЕННЫЙ АЛЬБОМ ГРУППЫ "ПИКНИК"

Оглавление

Давненько на моём канале не было полноценных разборов альбомов. К тому же, уже очень давно хотелось мне здесь поговорить об одной из моих любимых рок-команд, "Пикник". Путём долгих размышлений, отнявших у меня 5 или даже 7 минут жизни, я пришёл к мысли, что интереснее всего было бы рассказать об альбоме, который не слышали - нарочно или нет - даже некоторые фанаты группы.
Речь об экспериментальной пластинке
"Пить электричество", увидевшей свет в 1998-м году.

Обстоятельства записи

"Пикник". Состав второй половины 1990-х
"Пикник". Состав второй половины 1990-х

В отличие от большинства групп, начавших свою деятельность в 1980-х в оазисах различных рок-клубов, "Пикник", наряду с ещё добрым десятком команд, достойно пронесли себя через все лихие 90-е бодро и с песней. Пожалуй, именно тогда они окрепли в своём стиле работы: постоянная гастрольная деятельность с непременно новым материалом. Альбомы, которые "Пикник" (что тогда, что сейчас) выпускал с периодичностью раз в 1-2 года, пусть и редко залетали в официальные чарты, но всегда были интересны любителям серьёзной отечественной музыки.
Несмотря на колебания в составе, к концу 90-х "Пикник" вновь превратился в полноценный квартет и окончательно закрепил за собой статус всероссийской рок-звезды.
Именно тогда, на исходе века, лидеру и идейному вдохновителю группы
Эдмунду Шклярскому захотелось перемен. Ныне группа уже весьма неохотно берётся за эксперименты, но ещё 20 лет назад всё было несколько иначе. После выпуска не очень успешного коммерчески альбома "Стекло", который, тем не менее, подарил поклонникам группы ещё парочку нетленных хитов (таких, как "Глаза очерчены углём" и "Шарманка"), Шклярский со товарищи решился таки на эксперимент.
Позднее, в интервью лидер "Пикника" скажет о пластинке "Пить электричество":

"Пить электричество" в официальную дискографию «Пикника» не входит. У меня давно была идея записать не обычный диск группы и даже не собственную сольную работу, а некий проект, в духе электрического театра.

Дабы не шокировать общественность, на обложке была сделана приписка: "Пикник и группа "Секта МО". В действительности никакой группы под названием "Секта МО" не существовало - под этим таинственным словосочетанием были спрятаны все причастные к записи: как стационарные музыканты "Пикника", так и пришлые граждане, в числе коих оказались и малолетние дети Шклярского, Станислав и Алина.
В том же интервью Шклярский говорил:

В фильмах итальянского неореализма на главные роли специально приглашались актеры-любители, даже не актеры, а обычные люди с улицы, которые в канве этих фильмов смотрелись идеально. И в «Секте МО» хотелось, чтобы материал исполнили не профессиональные музыканты и певцы, не мои товарищи по группе, а именно любители. Работой я остался очень доволен.

Но, как по мне, прелюдия слишком затянулась. Пора бы перейти к самой интересной части сегодняшней статьи.

Музыка альбома

Альбом состоит из 9 электронных композиций, хотя, в целом, альбом, скорее, напоминает, поток музыкального сознания из дальнего космоса. В целом, он мог бы послужить саундтреком для какого-нибудь необычного и красивого фантастического фильма, например, для новой интерпретации "Соляриса" Станислава Лема. Правда, подчас, не имея под рукой плейлиста, невозможно понять, где закончилась одна композиция и началась другая.
В жанровом отношении музыка "Пить электричество" является сплавом различных стилей электронной музыки -
дарк эмбиента (для него характерны психоакустические эффекты, использование естественных шумов, монотонность) и дарквэйва (характеризуется мрачным, атмосферным, минорным, заполняющим звучанием с замедленным или среднетемповым ритмом) с небольшими вкраплениями экспериментального рока. Большая часть всех партий создана при помощи компьютерных программ, голоса поющих - Шклярского и его чад - искажены до практически полной неузнаваемости. По заверениям музыкантов, они хотели, чтоб голоса звучали, как синтезаторы.

Из девяти композиций пять имеют текст.
И ох уж мне эти их тексты...

Тексты и смыслы

Песни альбома отличаются невероятно лаконичными и необычными текстами. Любителям "Пикника", конечно, не привыкать к его лирике, которая полна мистических и сюрреалистических образов и метафор, однако лирика этого альбома весьма необычна даже по меркам группы.

Вот небольшой пример - текст титульной песни альбома:

Нацеди себе сок из тугих проводов
Из тугих проводов нацеди себе сок
Так просит душа, так просит душа...
И ты отойди, и ты подожди, и ты не мешай мне
Пить электричество
Вот-вот блестящие капли покроют лицо
Так хочет душа, так хочет душа...
И ты отойди, и ты подожди, и ты не мешай мне
Пить электричество
В тугих проводах, как будто в огне,
И ты отойди, и ты подожди, и ты не мешай мне
Пить электричество

Все композиции, имеющие тексты, пронизаны интригующими и сюрреалистическими образами, в ряде которых угадываются отсылки к мировой культуре.
Темой, так или иначе проходящей практически через все композиции альбома, является алхимия. Огромное количество аллюзий и образов в названиях и текстах завязано именно на терминологии этого средневекового знания.

  • Название открывающей композиции, "Venerium rerum omnium", переводится с латыни как "Любовь правит миром" (взято из Цицерона, "О пророчествах"). Этой фразой средневековые алхимики обозначали ртуть. Считалось, что ртуть очищает все в том числе и мозги от вредных мыслей.
  • Само название альбома и его титульной композиции, возможно, является отсылкой на название британской постпанк-группы "Drinking Electricity" (англ. - "Пить электричество");
  • Полуинструментальная "U (напряжение не кончается)" содержит также и отсылку к науке (сам Шклярский имеет высшее образование по специальности "электрическая часть атомных станций и установок"). Буквой "U" в физике обозначается напряжение. "Текстом" же для песни послужили имена собственные, взятые из книги "Библейские имена", такие как "Синаххериб" (один из знаменитейших ассирийских царей) и "Бен-Шамеш" ("сыновья Солнца" - термин относится к периоду, когда евреи были разделены на поклонников солнца и луны - элитов и белитов)
  • Песня, которая, пожалуй, меньше других требует расшифровки - "Афродита из пены и щёлочи". Её текст гласит: "Появлюсь из пены и щелочи,/Прячусь в бархат холодного синего мха..." - и это прямая отсылка к греческому мифу о богине Афродите (у римлян - Венера), которая родилась из морской пены. Щелочь в воде шипит и образует пену. Поэтому речь в песне, скорее всего, идет о каком-то алхимическом рождении Афродиты.
  • Что же такое "Купорос-Е" из одноимённой песни? Некоторые склонны полагать, что "Пикником" в ней был воспет так называемый железный купорос, он же - сульфат железа(II). На эти мысли наводят строки из песни: "От размягчения мозга - купорос-Е, / Пускай Зеленый скрасит житие твое", ведь железный купорос имеет ярко-зелёный оттенок. Мне лично всегда казалось, что приставка "Е" тут скорее имеет общее происхождение с англицизмом "yeah", любимом рокерами, и была добавлена в название просто ради шутки.
  • Другая полуинструментальная композиция, предпоследняя на альбоме, "Uroboros", имеет в своей основе один из древнейших символов, используемых человечеством. Уроборос - это свернувшийся в кольцо змей или дракон, кусающий себя за хвост. Впервые подобное изображение было обнаружено в Египте. Позже символ стал встречаться у древних греков, которые и дали имя этой змее — Уроборос, что в переводе означает "пожирающая свой хвост". Уроборос (в том числе, и у алхимиков) — это олицетворение вечного возвращения в циклической форме или вечности вообще. Змея играет роль символа циклически протекающих процессов (испарение, конденсация, испарение — в многократном повторении). Это символ циклической природы Вселенной: создание из уничтожения, жизнь из смерти. Уроборос поедает свой собственный хвост, чтобы пройти через полный цикл восстановления из смерти.

За кадром и в кадре

Сами понимаете, что проиллюстрировать подобное произведение весьма сложно. Однако "Пикник" не был бы "Пикником" если бы не взялся визуализировать самые смелые свои образы:

"8 марта 1999 года на заглавный трек из альбома «Пить Электричество» Шклярский снимает видеоклип. Картинка получилась не менее таинственной и загадочной чем сам музыкальный материал. В этом видео оживают персонажи так и не созданного «электрического театра». Все механизмы, которые можно наблюдать в кадре, были действующими и приводились в движение приобретенными по случаю моторчиками со списанных вертолетов. В клипе снимались Оксана Семенова в роли «Живой виолончели» и Александр Яровой, играющий «человека в маске»" - из книги "ПИКНИК. 30 световых лет" (составитель - Марат Корчемный) - М.: "Нота-Р" 2014

Кроме того, к двум песням - всё к той же "Пить электричество" и к "Афродите из пены и щёлочи" - Эдмундом Шклярским, весьма преуспевшем в графике, были созданы иллюстрации:

Говоря о визуализации тех или иных образов, мы плавно переходим к другой весьма интересной части этого рассказа.

Значение альбома

Несмотря на то, что музыканты группы и называют "Пить электричество" экспериментом, который не должен включаться в их официальную дискографию, нельзя не обратить внимание на то значение, которое имела работа - как над самим альбомом, так и над его визуализацией.
В наши дни "Пикник" известен большим элементом театрализации своих выступлений. Шоу группы сопровождается использованием диковинных декораций, видеоряда, световых эффектов, а также целого ряда электрических музыкальных инструментов, изобретённых и собранных Эдмундом Шклярским.
А теперь хочу вам напомнить цитату из интервью музыканта, которую я приводил в самом начале: "
У меня давно была идея записать не обычный диск группы <...>, а некий проект, в духе электрического театра". В "Пить электричества" этот самый "электрический театр" "Пикника" получил громадный толчок в развитии. Именно на рубеже веков, когда вышел альбом, группа стала много большее значение уделять зрелищной составляющей своих выступлений.

Итоги

Да, "Пить электричество" - пластинка экспериментальная. Её мало кто слышал - даже из завзятых любителей "Пикника". Их можно понять - подобный звук и подобная таинственность (а местами - даже и жуть) понравится далеко не всем. Однако, в свете того, что я говорил выше о значении альбома для группы, можно сказать, что не будь его, мы бы, возможно, и не получили бы тот "Пикник", который имеем сейчас. Который, несмотря ни на что, радует своих поклонников новыми песнями и новыми таинственными образами.

-5

Павел Пластинин