Найти в Дзене

Как стать дизайнером без опыта в IT (часть вторая)

Оглавление

Здесь я продолжаю рассказ о том, как стать дизайнером интерфейсов (UI/UX дизайнером), не имея опыта работы в IT. Первая часть — тут.

В конце этой статьи вы найдёте ссылки на курсы по дизайну, которые заслуживают доверия (но стать дизайнером можно и без них!). Поехали.

С чего начать?

Поставить цель. Чтобы вас пригласили на работу в качестве UI/UX дизайнера, нужно продемонстрировать работодателю, что вы:

  • представляете, чего ждёт от дизайнера команда;
  • можете предложить ожидаемое в разумные сроки.

Простой способ это сделать — обзавестись своим первым портфолио. Поэтому главной промежуточной целью на данном этапе будет создание двух-трёх примеров работ («кейсов»), с которыми можно начинать поиски.

Что такое «кейс»?

Бизнес нанимает UI/UX дизайнера, чтобы регулярно и в срок получать набор артефактов — объединённых в логическую последовательность изображений интерфейса, иллюстрирующих определённый сценарий взаимодействия пользователя с приложением или сайтом.

Цель такого набора картинок — не только рассказать менеджерам и разработчикам, как именно с помощью интерфейса можно решить какую-либо проблему пользователя, но и установить правила, по которым команда будет строить продукт.

Поэтому кейс — это пример решения задачи, который включает в себя:

  • описание реально существующий проблемы пользователя;
  • описание проделанной работы: ход мысли, первые наброски интерфейса и проверка решения;
  • результат: графические макеты готового интерфейса.

Пример хорошего кейса (на английском).

Разве портфолио дизайнера — это не про картинки?

Нет. Безусловно, красивые макеты привлекут больше внимания. И если работодатель будет выбирать между двумя равными по опыту дизайнерами — выбор падёт на того, кто лучше рисует.

Но картинки не имеют смысла без логики, которую они отражают. Базовая ценность дизайнера интерфейсов — умение мыслить и объяснять. И это первое, что нужно показать.

Как подготовить кейс?

Первые работы в портфолио у начинающих дизайнеров — это скорее всего концепты, гипотетические продукты (и дизайн для них), помогающие решить ту или иную задачу.

Чтобы придумать концепт, начните с проблемы — придумайте ситуацию, в которой ваш дизайн может помочь пользователям. Не стоит чересчур давать волю фантазии: чем более концептуальная проблема похожа на реальную, тем она ценнее. Множество стартапов разорилось только потому, что они решали несуществующие проблемы.

Как найти реальную проблему?

Опирайтесь на настоящий опыт: свой или знакомых. Ваш друг-фрилансер работает удалённо и кочует из кофейни в кофейню? Подумайте: возможно, ему пригодится приложение со списком лучших мест для удалённой работы. Боитесь, что собака сорвётся с поводка и убежит? А что если можно будет мгновенно опубликовать объявление о пропаже на сайте для жителей вашего района? Или отследить пса по сигналу с умного ошейника прямо в телефоне?

Проблема найдена. Что дальше?

Попробуйте ответить на вопрос: а что именно и в какой последовательности человек должен увидеть на экране телефона или компьютера, чтобы перейти в состояние «проблема решена»?

Фрилансеру-удалёнщику наше приложение скорее всего покажет карту с местами для комфортной работы и рейтингом каждого места. Владельцу животного — большую кнопку «Дать объявление о пропаже».

Набросайте схему, в которой отразите примерную последовательность действий пользователя на пути к цели. Взгляните на то, что получилось: каждый шаг внутри полученной последовательности может быть представлен как отдельное состояние интерфейса.

Затем нарисуйте от руки — в блокноте или на салфетке — грубую композицию для каждого состояния. Где находится та или иная кнопка? Откуда «выезжает» меню и сколько места на экране оно занимает? Ваши наброски должны отвечать на все эти вопросы.

И если на этом этапе у вас есть решение проблемы — в виде схем и текстовых описаний — у вас есть готовый кейс.

А когда начнётся сам дизайн?

Вы уже его делаете. UI/UX дизайн — это не только умение работать с графическими редакторами. Это умение мыслить последовательностями состояний и сценариями — и выбирать самые оптимальные из них.

Но графика тоже важна. Поэтому дополните кейс двумя-тремя ключевыми макетами интерфейса, в которых стоит уделить внимание визуальным аспектам: цветам, композиции и внешнему виду основных элементов.

В какой программе рисовать макеты?

Никаких фотошопов и иллюстраторов. Для дизайна интерфейсов на рынке существует три основных приложения: Adobe XD, Sketch (только под MacOS) и Figma.

Если еще год назад профессиональным стандартом считался Sketch, то теперь его почти заменила Figma. Это простой в освоении, частично бесплатный редактор, работающий в том числе и под Windows.

Начинать советую с него. По сути никаких других программ для старта карьеры дизайнера интерфейсов вам не понадобится.

Готово! Что дальше?

Не останавливайтесь. Непрерывно думайте. Улучшайте макеты. Ищите примеры, которые вас вдохновляют. Повышайте насмотренность и кругозор. Анализируйте успешные продукты и старайтесь ответить на вопросы о том, почему именно они успешны, в чём их польза и какие удачные интерфейсные решения они применяют.

Имеет ли смысл идти на курсы по дизайну?

Стать дизайнером интерфейсов можно самостоятельно: обучающие видео на Ютубе, сообщества в Фейсбуке, каналы в Телеграме — этого достаточно, чтобы войти в профессию.

Но курсы помогут в том случае, если:

  • нужно сэкономить время;
  • нужен регулярный фидбэк;
  • хотите обрасти профессиональными контактами и знакомствами.

Я, как и многие, начинал с курсов. Сейчас я понимаю, что они не сделали из меня полноценного дизайнера (им становишься только с началом работы над реальными проектами), но самое важно, что они мне дали — первые кейсы в портфолио и ощущение, что имеешь право претендовать на начальные дизайнерские позиции.

Среди множества доступных курсов предлагаю взглянуть на следующие:

  1. Курс по дизайну интерфейсов от Яндекс.Практикума.
  2. UI/UX дизайнер от онлайн-университета «Нетология».

Подписывайтесь на мой канал, чтобы следить за обновлениями.