Друзья, сегодня расскажу об очередном проекте, вызвавшем волну возмущения у жителей КМВ. Не успели успокоиться истории про строительство в г. Лермонтов лакокрасочного производства и про застройку Машука, как возникла новая тема - строительство велотерренкура в природоохранной зоне.
Велотерренкур планируют построить вместо существующих грунтовых дорог, которые связывают горы-лакколиты Железную, Развалку, Змейку и Бештау. Маршрут планируется протяженностью 75 км и свяжет города МинВоды, Железноводск, Лермонтов и Пятигорск.
У властей два главных аргумента, почему строительство будет полезно: во-первых, привлечение новых туристов (а по грандиозному плану до 2030 года поток гостей на КМВ планируется увеличить до 5 млн в год против нынешних 1,5 млн); во-вторых, создание новых рабочих мест. Ну и напирают на тот факт, что строительство будет вестись по уже существующим грунтовым дорогам.
Но есть несколько "но":
- Как ни крути, строительство планируется в природоохранной зоне. И тут дело даже не в вырубленных деревьях (которые мэр Железноводска обещал пересадить, да-да), а во влиянии стройки на водоносные слои. Примеры иссякания источников минеральной воды уже хорошо и печально известны.
- Хоть грунтовые дороги уже есть, но вокруг них планируется строить инфраструктуру - парковки, туалеты, нестационарные торговые павильоны (которым все равно нужен какой-то фундамент), освещение, интернет и пр. Все это потребует траншей, котлованов и далее по списку.
- Ширина новых дорожек с асфальтобетонным покрытием будет варьироваться от 4 до 8 метров. Администрация обосновывает это соответствием международным требованиям для проведения соревнований. У жителей есть подозрение, что со временем это превратится в обычную автодорогу.
- В свете планируемого закона о расширении полномочий местных администраций по выводу земель из особо охраняемых природных территорий район с новой дорогой в лесном массиве может легко и непринужденно переквалифицироваться в район для элитной жилой застройки.
- Ситуация с повышенным радиоактивным фоном на Бештау после этого всего выглядит не самым сильным аргументом.
Природоохранная прокуратура и жители пытаются бороться с этой ситуацией. По состоянию на сегодня (13.11.2020) прошли общественные слушания, на которых ожидаемо 90% аудитории (госслужащие, бюджетники и депутаты) поддержали строительство. Экологической государственной экпертизы еще не было.
При этом в январе 2020 года проект велотерренкура был презентован В.В. Путину, а 5 ноября Минэкономразвития внесло в Правительство проект правил о предоставлении субсидии на строительство. На минуточку, 3 млрд рублей. То есть все это уже выглядит решенным вопросом, а мнение жителей и экологов в очередной раз никто учитывать не собирается. Грустно. Буду держать вас в курсе
Обновление от 27.11.: вчера апелляционный суд признал незаконным постановление губернатора Ставрополья о выводе земель из Бештаугорского заповедника. По удивительному совпадению, на незаконно выведенных землях и планировалось построить велотерренкур. Так что еще раз всем комментаторам, которые закидывали меня виртуальными помидорами: объекты инфраструктуры и туризма в крае нужны, но не на землях ООПТ. Точка. Надеюсь, еще и экологическая экспертиза скажет свое слово.
Обновление от 13.01.2021.: сегодня на встрече с журналистами губернатор подтвердил свое намерение не оставлять проект, юристы администрации готовят апелляцию в Верховный суд.