– Евгений Германович, несколько лет назад вы были автором «Тотального диктанта», другой автор диктанта Алексей Иванов, признался: считал себя грамотным, но «настоящие филологи» предварительно в его тексте кое-какие знаки препинания поправили. Хотя те сошли бы и за авторские знаки.
– У меня был один такой случай. Русская грамматика, как всякая на свете вещь, не идеальна, и была коллизия двух правил.
Мой диктант пробно писали лингвисты, и половина из них в определенном месте поставили запятую, половина – нет. И все безупречно обосновали свое написание. Просто как в юриспруденции законы изредка вступают в противоречие, так и в грамматике.
Мы убрали все ситуации двойного толкования. Я, надо сказать, отношусь к авторским знакам плохо, потому что считаю, что русская грамматика достаточно просторна, чтобы ничего не выдумывать, а выразиться «по правилам». Хотя, конечно, бывают отдельные случаи.
– Сейчас массово перебарщивают с запятыми – это что-то психическое?
– Это называется гиперкоррекция. Из-за страха написать неправильно человек начинает ставить запятую вообще после каждого слова. Это явление старое, встречалось еще в Древней Руси, – там, правда, не было запятых в современном понимании, а правильный вариант написания слова хоть и существовал, но был не исключительным, и на одном листе древнерусской рукописи одно и то же слово может быть написано по-разному. Но у нас норма достаточно четко прописана.
– Вы говорите: «гиперкоррекция». Кажется, наоборот: наличие компьютера должно убрать страх чистого листа, страх ошибки – всегда ведь можно стереть.
– Но понятно, что во всем на компьютер полагаться нельзя. Есть ситуации, когда контекстуально одна и та же конструкция может быть написана и с запятой и без, и компьютер этого не улавливает.
Он и нелепые вещи делает. Приведу пример. Сейчас стало нормой писать «с уважением, Иванов». Еще 20 лет назад никому бы в голову не пришло писать с запятой. Посмотрите русские письма XIX, ХХ веков. Но когда стали переводиться – особенно с помощью компьютерных программ – тексты деловые, канцелярские, то запятая из английских конструкций типа «Best wishes,» (с запятой), то есть «Наилучшие пожелания», перекочевала и на конструкцию «С уважением».
Я в таком случае запятую не ставлю. Понимаю, что получатели моих писем недоумевают: хорош доктор филологических наук – запятые, где положено, не ставит... Но не ставлю. Никому этого не порекомендую, но филолог должен быть немножко ретроградом, консерватором, так что я обхожусь без запятой.
Не устану говорить: никогда еще перед нашими глазами не представало такое количество безграмотных текстов. Нельзя сказать, что наши предшественники были радикально грамотнее нас (хотя в какой-то степени были грамотнее, потому что система образования была крепче нынешней), но их безграмотности в частной переписке, в дневниковых заметках почти никто не видел. Сейчас блоги, «Твиттер» – те же письма, но их видит весь мир. А человек запоминает слова, синтаксические конструкции в основном зрительно. Интернет – область абсолютной свободы, но, к сожалению, и грамматической.
Я скажу крамольную вещь: писать, на мой взгляд, полезно не всем. Если человек в блоге вдохновенно описывает шаг за шагом свой день, начиная с чистки зубов и т. д... Такое безумное количество пишущих, на мой взгляд, девальвирует идею создания письменного текста. Это с одной стороны. С другой, человек – существо свободное и таковым и должен быть. Даже если он делает что-то не очень полезное, это его право.