Найти тему
Помощь в дороге

Техника руления для начинающих автомобилистов

Наибольшую сложность на начальном этапе обучения вождению представляет, как правило, техника руления. Начинающие водители, пытаясь вести автомобиль прямо, часто совершают серьезную ошибку, беря в качестве ориентира объекты, находящиеся слишком близко от автомобиля или даже те из них, , которые вообще не могут служить надежным ориентиром. Самый распространенный пример — обочина или край дороги справа от автомобиля или дорожная разметка. Следует знать, что сохранить прямолинейное направление движения автомобиля удается лучше всего, если смотреть прямо вперед, на точку, в которой автомобиль должен быть, по вашим предположениям, через 5-6 секунд. Это как раз та часть дороги, которая должна постоянно быть в поле зрения водителя, и все, что находится в ней, должно анализироваться водителем.

То же самое правило относительно направления взгляда сохраняется и при прохождении поворотов: взгляд должен на 5-6 секунд опережать движение самого автомобиля. Такой запас и во временном интервале, и в интервале длины позволяет водителю спокойно оценивать дорожную ситуацию, давая достаточно времени на ее восприятие и адекватную реакцию на нее со стороны водителя. То, насколько уверенно будет получаться следить за поведением автомобиля на поворотах, во многом зависит от правильной посадки за рулем. Только надежный контакт с сиденьем, грамотное расположение рук и ног на органах управления автомобилем позволяет наиболее полно чувствовать дорогу улавливать малейшее изменение линейной и угловой скорости автомобиля. От правильной посадки зависит также степень прямой и обратной связи водителя с автомобилем: насколько точно усилия, прикладываемые к органам управления, будут отражаться на поведении автомобиля и насколько точно изменение поведения автомобиля будет сказываться на ответных усилиях на органах управления, воспринимаемых водителем. Положение рук на ободе рулевого колеса «без четверти три» или «без десяти три» (чтобы скомпенсировать различие в силах рук и ускорить переключение передач) позволяет водителю лучше чувствовать автомобиль и легче всего выполнять рулем корректирующие движения малой амплитуды.

-2

Частой ошибкой, нередко переходящей в опасную привычку, является отпускание рулевого колеса при завершении поворота. Подвеска и рулевое управление большинства автомобилей действительно устроены таким образом, что колеса и руль сами возвращаются в нейтральное положение при отсутствии усилия на рулевом колесе движущегося автомобиля (иначе говоря, в конструкцию автомобиля изначально заложена стабилизация по курсу). Однако происходит это лишь на ровной дороге и при исправных подвеске и рулевом управлении. Малейшей неровности на дороге, заедания или люфта в управлении достаточно, чтобы колеса не развернулись полностью прямо. Кроме того, если слабо держать руль на плохой дороге, то его может легко выбить из рук, и тогда движение автомобиля предсказать будет сложно. Во многих случаях водителю после троганья с места необходимо начать интенсивный разгон. Маневр этот часто не слишком хорошо получается у начинающих водителей, хотя принцип его выполнения прост. Начав плавное движение с первой передачи (для этого нужно уметь прежде всего чисто работать сцеплением), следует разгоняться на ней до тех пор, пока обороты двигателя не достигнут значения, чуть меньшее (на 10-15%) соответствующему его максимальной мощности. Определить этот момент можно по показаниям тахометра, спидометра или, после некоторой тренировки, по слуху. Интенсивность разгона следует выбирать исходя из конкретной дорожной ситуации, чтобы не создавать никому помехи на дороге и одновременно держать автомобиль под полным контролем.