Найти тему
Наталья Баева

"Школа ничего не даёт!"

Вопль души родителей двадцать первого века. А как было раньше?

Точно ли сельские учителя были окружены почётом и уважением?

В девятнадцатом столетии Глеб Успенский поспешил развенчать этот миф, ещё только формирующийся: да, есть замечательные учителя, достойные войти в историю. Да, потомство будет судить о народной школе именно по этим подвижникам, но... сколько их?!

Обычен - типичен для сельской школы "бедолага полуграмотный" потому, что никто больше не согласится на пять рублей жалования и житьё тут же, за печкой. Разве что читать - писать научит. Но ведь и такое "образование" лучше, чем никакого?

Почему же мужики отказываются платить школьный сбор (от 15 до 25 копеек с семьи): "От школы толку нет!"

Впору писателю - демократу лишний раз всхлипнуть о "непробиваемой темноте и косности." Но Глеб Иванович не поспешил с выводами помня, что именно это село несколько лет назад на мирском сходе ПОТРЕБОВАЛО открытия школы.

-2

Чего же они ожидали от этой новинки?

Из разговора выяснилось, что ожидали БОЛЬШЕГО. Просто не смогли найти нужных слов, чтобы облечь в них вполне здравую мысль: у образования должна быть конечная цель. Грамота - это начало, это средство для постижения главного: что такое человек? Для чего живём? Когда поймём, для чего, тогда можно разбираться, и что именно для этого надо знать, и как жить.

(Духовные и умственные запросы оказались ВЫШЕ, чем ожидал даже такой знаток народа, как Успенский!)

От школы ожидали того, что она дать не смогла: разрешения вопроса о смысле жизни!

А разве мы сегодня хотим от школы чего - то другого? Понимаем, что целью учения должно стать самопознание, определение своего места среди людей, своего дела и своей цели. А для этого очень не лишне какое - никакое представление о смысле жизни. И ничего, что окончательного ответа на этот вопрос у человечества нет.

В первом приближении:

- либо никакого смысла нет (думать об этом страшно, но необходимо), и тогда каждому из нас надо быть как можно более "личностью", то есть отличаться от других, чтобы обойти других в вечной конкуренции;

- либо смысл есть, и тогда он должен быть один на всех. В таком случае человеку лучше не лелеять свою "неповторимую индивидуальность", а сознавать себя частью целого (племени, народа, человечества). И вносить свой вклад в благо этого "целого".

Если сузить столь глобальный вопрос до доступного всякому школьнику "для чего учиться" (ведь школа - это для подростка почти синоним "жизни") - будет два возможных ответа:

- чтобы занять в жизни место получше (ответ старшеклассника). Или, что то же самое, "чтобы меня любили" (ответ первоклассника);

- чтобы раскрыть то, что заложено во мне, нащупать предел своих способностей и, соответственно, внести свой вклад в общую копилку.

Ведь для этих столь разных целей и образование должно быть разным! В первом случае - ранняя специализация просто необходима. В своей области знаний, в профессии тебе не будет равных, а знать что - то за пределами - зачем, если за это не платят?

Во втором - образование должно быть энциклопедическим. Всё обо всём, не смущаясь тем, что ученик столько "не вместит", и выйдет из школы с комплексом неполноценности, то есть с сознанием своего невежества. Такое сознание - стимул учиться пожизненно.

Именно универсальность имели ввиду греки, когда придумали такую вот великолепную аллегорию:

Учитель подобен источнику: льёт и льёт живую воду познания. А ученик при всём желании немного может почерпнуть своей малой чашечкой...

-3

Собственно, путём многовековых поисков, человечество вычислило всего пять "смыслов":

  • Гедонистический. Живём и трудимся ради того, чтобы получить всевозможные блага. Значит, удалась та жизнь, каждый миг которой наполнен удовольствиями. (В теории опровергнуть это трудно, но опровергает сама жизнь).
  • Стоический. В жизни очень мало что зависит от каждого из нас, но только от нас зависит, сумеем ли мы сохранить достоинство, остаться людьми при любых обстоятельствах.
  • Христианский. Наша задача - сохранить и развить свою душу, несмотря на несовершенство мира. Возможно, для того он и несовершенен, чтобы не лишать нас свободы выбора между добром и злом. Жизнь - суровая школа, смерть - выпускной экзамен. Посмертье зависит от результата этого экзамена.
  • Категорически - императивный. Его сформулировал Кант: "Живи так, чтобы служить примером для окружающих".
  • Гуманистический. Человек приходит с определённой программой, и его задача - обнаружить то, для чего он предназначен, своё призвание. Узнать как можно больше, чтобы получить свободу выбора.

(Хотелось бы поговорить об этом подробнее, но не позволяет объём статьи).

Главное - если общество не может определиться с выбором, не может объяснить самому себе, есть ли у нас у всех какая - то цель, о средствах можно спорить бесконечно.

Бесконечно можно обсуждать, какие авторы и темы нужны в школьной программе, а какие - нет, "забывая" о том, что всё содержание программы - это средство для цели.

У церковно - приходской школы цель была - вырастить прихожанина. У реального училища была - дать образование техническое, узко - специальное. У царской гимназии была - вырастить привилегированный класс. У советской школы была - создать авангард человечества.

Слишком завысили планку? Надорвались? Похоже. Но цель была.

А есть ли она сегодня?