Найти тему
Без Башкортлар

Социальные портреты репрессированных мусульман Среднего Урала

Тяжелым для нашей страны годам репрессий 1930-х годов посвятил свое выступление доцент кафедры теологии Уральского государственного горного университета, кандидат исторических наук Алексей Старостин. Он проанализировал анкеты жертв политических репрессий той поры и представил социальный облик мусульман (татар и башкир) Среднего Урала.

Алексей
Алексей

Пермский исследователь А. Михалева, посвятившая ряд работ изучению ислама на территории Пермского края создала базу на основе анализа данных личных анкет репрессированных татар и башкир Прикамья для того, чтобы составить социальный портрет уральского мусульманина 1930-х годов. "Для анализа религиозной ситуации представляется правомерным рассматривать всех представителей названной этнической общности как потенциальных мусульман, - пишет А Михалева. - исходя из предположения о тесной взаимосвязи этнического и конфессионального. Оснований для этого предостаточно, поскольку многие арестованные на допросах открыто признавали себя верующими".

- Если сравнить полученный портрет уральского мусульманина с портретом соседнего Прикамья, то мы найдем несколько отличий. Прежде всего, в Свердловской области подвергшиеся репрессиям мусульмане были в среднем на пять лет моложе. Во-вторых, несмотря на высокую долю мигрантов в обеих частях Урала, существенно различаются регионы исхода. Но в целом основные параметры совпадают, а главная общая черта обоих регионов - аграрный характер мусульманского населения, - отмечает ученый.