В автобиографическом романе великого русского писателя Константина Паустовского “Повесть о жизни”, есть описание одного обряда, который наблюдал автор в начале XX века, в южно-русской деревне. Когда девушки из окрестных сел в ночь на Ивана Купала, нарядной стайкой пробирались на остров на Днепре и с песнями и хороводами пускали по реке венки со свечами. Считалось что чем дальше отплывет венок и не погаснет свеча, тем дольше и счастливее будет жить его хозяйка. Этот красивый обычай отголосок древнейших верований, которые жили в нашем народе, тысячелетиями, и которые мы позабыли, перебравшись жить в большие города - день летнего солнцестояния - Иван Купала.
С древнейших времен солнце играло важнейшую роль в жизни человеческого сообщества, о чем свидетельствует распространение культа поклонения светилу от древнего Египта до лесов северо-восточной Европы или гористых террас мезаамерики. Солнце играло важнейшую роль в хозяйственной жизни людей со времен неолитической революции, когда люди перешли от присваивающего хозяйства к производящему. Когда охотники и собиратели превратились в скотоводов и земледельцев.
Этот переход нашел свое отражение и в религиозных верованиях древних людей, если раньше почитались тотемные животные на которых охотились и которыми питались древние охотники, от чего завесила выживаемость этого коллектива, то теперь жизнь всего племени зависела от солнца, от его положения на небе отсчитывались сельскохозяйственные циклы.
Один из таких циклов - время жатвы, и начинал день Ивана Купалы в конце июня, когда солнце занимало максимально высокое положение на небосводе, а ночь была самой короткой в году. В это время целебные травы вберут в себя максимальное количество полезных соков из земли и от солнечного света, и следовательно, собирать их нужно именно сейчас. С другой стороны, в мистическом представлении древних славян в эту ночь барьер между миром мертвых и миром живых приоткрывался, и различные духи и всякая нечисть низвергались в наш мир - мир Яви. Травы в свою очередь в представлениях предков играли важную роль в их изгнании обратно в Навь. Таким образом, в обрядах переплеталось рациональное с мистическим, когда налитые соком травы собирались для дальнейшего использования в знахарских целях, в тоже время венки и украшения выполняли роль оберегов и символов в купальских игрищах. А кульминацией праздника было сжигание Купалы или Марены - особого дерева или чучела (в разных регионах по- разному), символизирующего собой смерть.
Кроме того, чтобы вернуть духов и нежить обратно в царство мертвых, возжигались большие обрядовые костры в эту небывалую ночь. Парни и девушки, наряженные венками из только что собранных трав, водили хороводы вокруг огромного костра, на котором сжигалось чучело Купалы, распевая обрядовые песни. Прыгали через костры по одиночке или парами, очищая огнем себя от сглаза, порчи, болезни или худой судьбы. После чего шумной компанией шли к ближайшему водоему - пруду, реке или озеру, в который опускали в пучину остатки купального чучела, а девушки пускали по воде свои венки гадая таким образом свою судьбу.
Темной русской ночью на реке открывалась таинственная и красивая картина - по водной глади, в которой отражались луна и звезды плыли десятки девичьих венков, подсвеченные свечами или ладанками, а на берегу раздавались протяжные славянские распевы купальских песен.
Иван Купала не только время ритуальных костров и купаний, но и время, когда женщины вбирали в себя из природы плодородие. Это происходило во время обряда кумушества, когда девушки и женщины распевая песни “кумовались” друг с другом - целовались через березовый венок, после чего они считались друг-дружке кумушками, что подразумевало особый род женской дружбы. Сам этот обряд подразумевал передачу через венок природного жизнетворческого начала заключенного в нем, так как был собран в эту магическую ночь.
Когда кумовалась девушка подросток, то ей пели пожелание налиться еще большим соком, стать еще краше. Девушке на выданье пелось о том, чтобы в этом году она заплела две косы, что означало замужество, а молодым замужним женщинам, пели о том, чтобы они родили сына и понесли еще одного ребенка. Примечательно, что обряд этот был сугубо женский, и парни или мужчины не допускались до него, лишь когда кумушество пройдет, дозволялось парням подходить к девушкам, после чего они уединялись в леса.
В конце же купальской ночи начинались бесчинства, озорная молодежь делала разнообразные проделки, которые сегодня трактовались бы как мелкое хулиганство. То телегу затащат на крышу дома, то ворота перевернут, то замажут окна сажей, разберут забор или же перегородят дороги в деревне.
Примечательно то, что христианство, привнесенное на Русь князем Владимиром Красно Солнышко, так и не сумело искоренить данный языческой праздник из повседневности наших предков, и мудрое церковное руководство, просто включило его в святцы, таким образом введя его в православный календарь. Да так успешно, что в языке не сохранилось исконное название этого дня, зато укрепилось церковное - Ионна Крестителя, что в переводе с греческого означает омывающего, купающего, ну т.е. Ивана Купалы.
Сегодня данный праздник практически забыт в основной массе населения, так как жизненный уклад за бурный XX век радикально изменился, изменился настолько, что мы забыли многие обычаи, обряды и традиции, но все же иногда хочется в июньскую ночь оказаться, где-нибудь, посреди леса, и отыскать заветный цветок папоротника, который по повериям предков открывает тайны этого мира его владельцу. Или поглядеть украдкой на купающихся в лунном свете русалок, в эту волшебную ночь.