Найти тему

Второй тип психологической травмы

Второй тип психологической травмы, приводящей к паническим атакам, это травма, связанная с фрустрацией тех или иных потребностей, которые затем и проявляются в стрессе и панических атаках. Каждый знает, что наши потребности восполняемы, проще говоря, мы не можем один раз поесть и больше никогда не чувствовать голод, или один раз пообщаться и больше никогда не испытывать тяги к общению. И если мы не будем удовлетворять свои потребности, они будут лишь сильнее давать о себе знать, например, если мы не будем есть, то у нас начнет сводить желудок, а далее начнется истощение организма, при этом мы будет испытывать все больше стресса и напряжение, потому что наше тело будет заставлять нас пойти и найти себе пищу. Другой вопрос, что еду мы так или иначе можем себе обеспечить, но есть ситуации, когда потребности остаются навсегда фрустрированными, потому что мы блокируем их удовлетворение. Например, если мы в детстве недополучили безусловную любовь от родителей, то эта потребность будет с нами всю нашу жизнь, даже если мы будем пытаться получить любовь от других людей. В итоге мы постоянно будем испытывать стресс от недолюбленности и впадать в панические атаки. Тоже самое происходит и в случаях условной любви, например, если родители обращали внимание на ребенка только тогда, когда он заболевал. Здесь не только формируется определенный способ удовлетворения потребности, но и ипохондрический характер, т.е. опять же чрезмерная чувствительность к телесным реакциям. Похожие травмы наблюдаются часто и у спортсменов, которые хотят быть самыми лучшими и занимать первые места. Это связано с тем, что спортсмены часто живут в семьях с завышенными требованиями от родителей, которые требуют от них высоких спортивных достижений. Еще тяжелее ситуация у девушек-спортсменок, чей отец хотел мальчика, а когда родилась девочка, он начал делать из нее желаемого сына, заставляя заниматься различными видами спорта, типа борьбы или бокса (понятно, что девушки далеко не всегда идут в эти виды спорта именно по таким причинам). В итоге девушка понимает, что единственный способ получить любовь отца – это стать выдающейся спортсменкой.

Т: вспомни недавнюю паническую атаку, как ты себя чувствуешь?
К: это случилось прямо перед боем, у меня потемнело в глазах, закружилась голова и начало тошнить. В итоге я снялась с соревнований.
Т: опиши какие мысли в голове возникали?
К: ну я не знаю, вроде сначала была обычная тревога перед соревнованиями, но потом началась паника, я подумала, что «я не справляюсь», захотела все бросить.
Т: хорошо, тогда сконцентрируйся на мысли «Я не справляюсь» и на ощущениях, которые были тогда и вспомни более раннее событие, связанное с этим чувством.
К: я была совсем маленькой и завалила какой-то предмет в школе, а учительница еще и решила обсудить этот вопрос с моими родителями, хотя в целом я училась как все. В итоге она позвонила им, а когда я пришла домой, если честно я была очень расстроена, потому что мне самой было обидно за свою оценку и больше надеялась, что меня успокоят, но в итоге родители еще и поругались из-за меня, а отец просто сказал «Что с тебя еще взять…» и даже не стал говорить со мной.
Т: чувство в этой ситуации новое или знакомое?
К: знакомое
Т: тогда вспомни еще более раннюю ситуацию, связанную с этим чувством.
К: я совсем еще маленькая и родители впервые при мне ругаются настолько громко… отец говорит матери, что она дура и даже не смогла родить нормального ребенка… я тогда не понимала, что он просто с горяча это сказал, я думала они ругаются из-за меня, боялась, что отец уйдет.
Т: а сейчас, когда думаешь об отце, чтобы хотелось сделать?
К: хотелось бы ему все высказать
Т: хорошо, тогда представь его и сделай это
К: (к отцу) зачем ты так относился ко мне?! Я же не виновата, что я такой родилась! я всегда старалась угодить тебе!
Т: отец что-то отвечает?
К: да, он извиняется, говорит, что не хотел меня обижать и что это были лишь его проблемы с моей мамой
Т: хорошо, зная, что это были лишь их проблемы и дело не в тебе, чего бы тебе хотелось сейчас?
К: я хотела бы, чтобы меня просто любили, без оценок и без достижений.
Т: хорошо, представь, что ты взрослая сейчас встречаешься с той маленькой тобой, от которой столько всего требовали и ожидали, что хотелось бы ей сказать?
К: ничего, просто хочу обнять ее.
Т: сделай это
К: (обнимает, плачет)

Таким образом в процессе гипнотерапии удалось дать девушке безусловную любовь, которую она так и не смогла получить от своих родителей. После этого она стала меньше волноваться по поводу спортивных результатов и тренировок, так как результат перестал быть для нее настолько значимым. Это снизило нагрузки и стресс и привело к избавлению от панических атак.