Салют! Не так уж и редко встречаю в сети комменты по типу: «Игра престолов – проходняк, средненькая серия, выехавшая в топ только за счет популярности сериала. Вот если бы вы читали Черный отряд/ Малазанскую книгу павших/ Архив Буресвета/ нужное вставить/ вы бы сразу поняли что такое действительно крутое фэнтези».
У меня, как у человека читавшего вышеперечисленные циклы такие заявления, мягко говоря, вызывают недоумение. Поэтому давайте немного об этом поговорим.
Во-первых, стоит остановиться на разошедшемся мифе – что, дескать, ПЛиО не была особо известна до сериала. И сейчас, если бы не было шоу от HBO, про творчество Мартина вообще мало кто знал бы.
Но отнюдь - дело как раз обстоит ровно наоборот. Сериал появился благодаря успеху книжной саги. Именно в таком порядке.
Давайте подробнее
Вот, например, что писал главный редактор Мира Фантастики в далеком 2008 году (сериал, надеюсь, все помнят когда стартовал? В 2011ом):
Джордж Рэймонд Ричард Мартин — из тех немногих современных фантастов, которым грех жаловаться на недостаток признания. «Песнь льда и пламени» едва перевалила за половину, а по влиянию на фэнтезийный жанр ее уже сравнивают с «Властелином Колец». В чем же принципиальная новизна мартиновского семикнижия? (с)
HBO тоже была отнюдь не первой компаний, которая обращалась в Джорджу Мартину за правами на экранизацию. Такие предложения начали поступать автору уже после выхода «Битвы королей», но отвергались писателем.
(а сама «Битва королей» попала также в список бестселлеров по версии журнала The New York Times уже в 1999 году)
В 2005 журнал Time назвал Мартина американским Толкиным.
В 2011ом включил в список ста самых влиятельных людей в мире.
Теперь, несколько разобравшись с популярностью Мартина, давайте поговорим о том, почему сага действительно топовое фэнтези.
Уж точно не по сеттингу, конечно. Перед нами относительно обычный средневековый мир, нет летающих островов или волшебных спренов и те же авторы Малазанской книги павших или Архива Буресвета придумали, в этом плане, гораздо больше.
Так что да, если для вас главное наиболее волшебный мир, по максимуму наполненный тем, чего нет в реальном, ПЛиО, конечно, не ваш вариант.
Но гораздо важнее другое, на мой взгляд.
Во-первых, ни у кого нет настолько широкой сетки совершенно реалистичных и глубоких персонажей. В ПЛиО же в принципе нет персонажа – функции, как класса. Мы видим абсолютно живых людей, каждый из которых, в принципе, может даже стать POVом какое-то время спустя.
Во-вторых – и это самое, наверное, главное - ни у кого нет настолько продуманных и глубоких закономерностей, которые, видоизменяясь, порой рождаясь из каких-то, на первый взгляд, мелочей, набирают силу и двигают сюжет. Каждый персонаж постоянно делает выбор. Зачастую, казалось бы, в мелочах. Но спустя 200 страниц мы понимаем, что что-то, казавшееся мелочью, на самом деле серьезно.
И сейчас будут последствия, совершенно закономерные – но не видимые, не понятые тогда. Именно постоянное переплетение таких закономерностей и есть одна из главных особенностей цикла, поднимающих его столь высоко.
У других писателей в этом плане по большей части лишь авторское хочу/не хочу, к сожалению. Где-то как-то могла бы тягаться разве что Малазанская книга, но даже она уступает.
Перечитывая ПЛиО, можно увидеть какие-то детали, какие-то мелочи, которые ускользали при первом прочтении, но которые, когда ты уже знаешь последующие события, бросаются в глаза, словно крича - как же ты мог не заметить? Вот же, вот!
Куча людей выстраивает свои теории по устройству мира ПЛиО, вполне реалистичные, приводя десятки каких-то фактов в подтверждение. Это возможно потому что мир ПЛиО настоящий, не книжный. От и до. Живущий своей жизнью.
Персонажи, как следствие, постоянно сталкиваются с какими-то проблемами и сложностями, которых не ожидали. Все кто угодно, даже правители. Ведь автор ничего для них не упрощает. Пытаясь выпутаться, ошибаются.
Некоторые ошибки приводят, впоследствии, к печальным результатам. И именно поэтому у Мартина гибнет столько персов.
Отдельно подчеркну:
Не потому что автор излишне кровожадный (такое замечание, увы, тоже нередко встречается). Лишь потому что так бы оно и было в реальности – почитайте, например, ту же историю «Алой и белой розы», сколько там было перебито аристократов.
Так почему же у Мартина должно быть как-то иначе? Это не «Властелин колец». Не сказка.
Написать красивую сказку - страшную, героическую, красивую - могут многие. А вот создать на бумаге действительно реальный мир - только Мартин.