Найти тему
Александр Дедушка

Как провести в лагере друзей "день песни" и "день общения"? (Дружба и коллектив)

Оглавление

Тематическая работа

Сначала, друзья и коллеги, хочется сказать несколько слов об общих условиях организации летних детских лагерей.

Наша школа не отличается от других какими-то особыми условиями и преимуществами материально-технической базы. Два спортзала, один из которых расположен в цокольном этаже, маленький и тесный, небольшая спортплощадка с крохотным футбольным полем, заасфальтированными волейбольной и баскетбольной площадками и беговой дорожкой, актовый зал, рекреации и коридоры начальной школы – вот и все, что школа может предложить своим питомцам для летнего отдыха. Думаю, наши условия типичны для большинства российских школ, в которых летом организуются детские пришкольные лагеря.

В таких условиях все решают, так сказать, «организационные ресурсы». Как на небогатой материально-технической базе организовать интересную жизнь детского коллектива, так, чтобы она сочетала летний отдых и познавательно-творческую активность, эмоциональное богатство и нравственное развитие? Я думаю, нижеследующий опыт решения этого вопроса может быть полезен и Вам, коллеги.

Итак, оргпериод закончен. Куда ж нам плыть дальше?..

Возможны два варианта, и оба использовались в практике Лагеря друзей. Последующая его жизнь может быть организована по отдельным дням, каждый из которых имеет свое название, свою тематику, решает собственные педагогические задачи и мало связан с остальными днями. Либо Лагерь друзей включается в тематическую работу, которая захватывает несколько дней, иногда даже всю лагерную смену, и в таком варианте темы дня – это разные аспекты и формы работы по единой теме.

В каждом варианте есть свои достоинства и свои недостатки. Единая тема позволяет глубоко проработать комплекс целей, в ней задекларированный, в ней легче поддерживать организационно-идейное и игровое единство коллектива. Но и недостатки тоже бросаются в глаза. Никакая тема не может быть достаточно широка, чтобы задействовать все формы и методы работы с коллективом. Приходится проводить достаточно большую и не всегда успешную работу по адаптации многих игровых форм под тему лагеря, кое-что приходится, буквально, «притягивать за уши», которые все-таки часто «торчат наружу». Кроме того, тематическая узость может просто обернуться творческой усталостью и скукой.

Вариант «разнотематический» снимает эти проблемы, но часто сталкивается при этом с другими. Единая тематика требует одноразового «мотивирования». Ребятам достаточно в начале оргпериода объяснить, почему избрана та или иная тематика, и далее только пояснять нюансы каждодневного целеполагания. Если каждый день имеет свою тему, то каждый день приходится объяснять, почем именно эта тема выбрана на сегодня. Участников лагеря приходится мотивировать каждый день, и если это мотивирование не удается, то это просто грозит срывом коллективной работы.

Педагогические цели и задачи при этом неизбежно размываются, раздробляясь по отдельным дням и теряя свое единство. Это неизбежно сказывается на организационно-ценностном и игровом единстве самого коллектива. По итогам лагеря многие говорят, что не могут выделить в нем главное, размытое в калейдоскопе сменяющих друг друга тем и игровых форм.

Мы рассмотрим и тот, и другой варианты.

Тематирование захватывает, как правило, только первую половину дня, когда и проходит тематическая работа. Вторая половина с игровой площадкой, палубой общения и огоньком идет по своей логике. Сразу скажем, что большинство описываемых ниже форм прошли реальное практическое воплощение.

Тематика «Законы дружбы»

Одно из самых ранних среди тематирований Лагеря друзей. Здесь все просто: каждый день называется по тому или иному закону дружбы, который подвергается исследованию и на работе которого в основном построены используемые формы и процедуры. Но, разумеется, построить работу коллектива только на одном законе дружбы нельзя, все остальные законы также действуют, просто рассматриваемый закон дает рефлективную и игровую оболочку всем применяемым играм, делам и процедурам.

В общем целеполагании перед началом работы лагеря ставится задача «апробации» на себе действия всех законов дружбы с целью выяснения «сильного» и «слабого» звена. То есть, каждый по итогам лагеря должен понимать, какой закон дружбы в нем наиболее развит и представляет его наиболее сильную сторону в дружбе, и какие законы, что называется «западают». В плане самопознания каждый должен получить очень важную информацию к характеристике собственной способности к дружбе.

День песни

Еще до разделения на группы он может начаться с игровых песенных разминок.

«Песня по хлопку» - по хлопку ведущего все начинают петь какую-либо всем известную песню, по следующему хлопку все замолкают, по следующему хлопку опять начинают точно с прерванного места. Ведущий постепенно усложняет возможности исполнения, останавливая пение сначала между строчками, затем между словами, а затем и в середине слов.

«Мысленное пение» - также по хлопку все начинают петь и по следующему замолкают, но в отличие от первого варианта продолжают петь мысленно. По следующему хлопку начинают озвучивать мысленное пение до следующего хлопка и так далее. Игра хорошо демонстрирует необходимость чувства внутреннего ритма и степень слаженности коллективного пения.

Далее можно разделить весь коллектив на две части и продолжить песенные разминки, введя в них элемент соревновательности.

«Каждый – свое» - каждая половина по сигналу ведущего одновременно начинает исполнять свою песню, по хлопку ведущего обе половины останавливаются и по следующему хлопку продолжают прерванное пение. Кто продемонстрирует большую слаженность в пении и способность не сбиваться от пения «соперников».

«Жили у бабуси» - каждая из половин будет по очереди исполнять всем известную припевку: «Жили у бабуси два веселых гуся.

Один серый, другой белый – два веселых гуся».

Только ведущий каждой половине перед каждым исполнением назначает гласную букву, на которую нужно поменять все гласные в этой припевке. Например, с буквой «е» припевка приобретет следующий вид:

«Желе е бебесе две веселех гесе.

Еден серей, дрегей белей – две веселех гесе».

Какая половина лучше будет справляться с очередным заданием, дружнее и четче выполняя необходимые подмены гласных?

Сохранив разделение на две команды можно провести более сложную ролевую игру «Суд над песней». По опыту скажу, чем проще и «невиннее» будет текст песенки, тем интереснее пройдут дебаты прокуроров и адвокатов. У нас в свое время неплохо прошел суд над песенкой Крокодила Гены «Пусть бегут неуклюже пешеходы по лужам…»

Вот «стенограмма» части дебатов:

«Прокуроры: - «Лужи», «Вода по асфальту рекой…» - это что же у нас коммунальные службы не работают – нет канализации, слива нормального? Все улицы в лужах…
Адвокаты: - Просто,сильный дождь идет – ливень, вода не успевает уйти.
Прокуроры: - «Бегут неуклюже пешеходы…» - это какая-то пародия на наших людей – неуклюжие как медведи, бегут по лужам – какой негативный образ создается…
Адвокаты: - Скользко просто, поэтому передвижения людей выглядят неуклюжими.
Прокуроры: - «Я играю на гармошке у прохожих на виду…» - это что же бомж играет? Сидит, играет и деньги, небось, собирает с прохожих. В рабочий день, когда все прохожие спешат по делам. Это пропаганда безделья и тунеядства…
Адвокаты: - Откуда вы взяли, что это бомж? Просто день рождения, хорошее настроение – сидит и играет, людям тоже поднимает настроение…
Прокуроры: - Да и откуда он появился? Ему наверно зарплату не платят нормальную.… Это же смакование негативных сторон нашей жизни…
Адвокаты: - Да это вообще не человек. Это – крокодил играет на гармошке.
Прокуроры: - Так, еще лучше! Откуда на улице взялся крокодил? Это же ужас! Что, сбежал из зоопарка? Что будут думать маленькие дети? Крокодилы на улице!!!
Адвокаты: - С детьми как раз все в порядке. Это мультяшный мир, в котором звери живут как люди. Детям это совершенно естественно.
Прокуроры: «Волшебник… бесплатно покажет кино», «оставит… пятьсот эскимо…» - это что же детям предлагается стремиться бесплатно получать блага жизни? Не трудом зарабатывать на жизнь, а бесплатно.… Это же опять скрытая пропаганда тунеядства. Тут и до воровства уже рукой подать…
Адвокаты: - Да это же день рожденья. А на день рожденья все получают подарки, и подарки бесплатные.
Прокуроры: - «К сожаленью, день рожденья только раз в году…» - это что же внушается детям? Какой плохой вокруг мир, где есть только один день в году с бесплатными подарками, а остальные дни – сплошной ужас. Это внушение пессимизма. А дети с еще неустойчивой психикой…»

Ну и так далее.

Для дальнейшей деятельности логично разделить коллектив на группы и продолжить работу над законом песни в микроколлективах. Просто разделить половины еще раз пополам – вот и четыре группы.

Для разминки и сплочения этих микрогрупп можно предложить «Веселый оркестр «Дунька и веники».

Каждая группа получает для хорового исполнения и предварительной репетиции следующие «озвучки»:

1-я – «Дунька веники вязала,

Дунька веники вязала,

Дунька – ве-е-ни-ки!

Дунька – ве-е-ни-ки!»

2-я – «Кидай веники на баню,

Кидай веники на баню,

Кидай ве-ни-ки!

Кидай ве-ни-ки!»

3-я – «Сюли-пюли, сюли-пюли,

Сюли-пюли, сюли-пюли,

Сюли – пю-ю-ли!

Сюли – пю-ю-ли!»

4-я – «Тумба, тумба, тумба, тумба,

Тумба, тумба, тумба, тумба,

Тумба, ту-у-умба!

Тумба, ту-у-умба!»

Сначала каждая группа репетирует самостоятельно, затем под руководством ведущего-«дирижера». Во время «сводного» выступления начинает первая группа, и сразу после окончания ее партии, по команде ведущего начинает свою партию вторая группа. Причем первая группа начинает свою партию заново. Ведущий постепенно подключает «в оркестр» партии всех четырех групп, добиваясь одновременности и слаженности звучания.

Теперь команды достаточно сплотились для более сложной работы.

«ТУ-ВИ по песне» - подходящая познавательная игра, подключающая интеллектуальный пласт для работы над законом песни. Песня, как известно, состоит из текста и музыки, поэтому и турнир-викторину целесообразно провести в два тура – поэтический и музыкальный.

Во время первого тура команды сначала подбирают, а затем обмениваются вопросами о поэтах, законах стихосложения, поэтических размерах и т. п. Во время второго тура – о композиторах и музыке во всем ее многообразии.

Закончить день песни можно, подключив закон творчества, КТД «Песня в стиле».

Сначала нужно дать ребятам небольшую искусствоведческую справку, что стили это, в нашем случае, разновидности манер исполнения, и особенностей аранжировки внутри песни как подвида искусства. Манера исполнения накладывает значительный отпечаток на восприятие песни, ее идейно-художественного содержания, и порой способна вызвать противоположные эффекты восприятия.

Далее выбирается какая-либо хорошо известная песня (хотя бы и «В лесу родилась елочка»), и каждой группе дается задание подготовиться и исполнить ее в своем стиле.

Варианты стилей:

- в стиле цыганского хора;
- в стиле хора военной и патриотической песни;
- в стиле «рэп»;
- в стиле детской песенки, исполняемой группой детского сада;
- в стиле хора «ветеранов Куликовской битвы»;
- в стиле «попса»;
- в стиле похоронного марша;
- в роковом стиле.

При наличии времени каждой группе можно дать вытащить по жребию два варианта исполнения и после достаточной подготовки провести этот полуимпровизированный концерт.

День общения

Что касается закона общения и всех последующих законов, то мы уже подвергали анализу и систематизации многие игровые формы в первой части книги. Здесь мы рассмотрим то, что еще не было предметом нашего внимания, и некоторые концепции построения тематических дней.

Внутренняя структура для общения зависит от стадии развития коллектива, преобладающего типа общения на данный момент (масочное, ролевое, личностное, творческое). На низших этапах вполне эффективны различные карусели и гусеницы общения с четко определенной темой. Постепенно от рассмотренных нами «Карусели знакомства», «Карусели мимики и жестов», различных ассоциативных каруселей на последующих этапах вводятся «Карусели свободного общения» на заданную ведущим тему. Допустим: «Самая большая радость в моей жизни», «Мои удача и неудача», «Мои планы на будущее», «Мои идеалы», «Чего мне в жизни не хватает».

Особенность каруселей свободного общения в том, что в ней регламентируется только тема и время общения в одной паре. Все остальное – на усмотрение общающихся. Они вообще могут уклониться от общения, если не испытывают желания общаться. Ведь не каждому партнеру по общению можно доверить свои мысли и чувства по предложенной теме.

Если позволяет время после карусели или гусеницы общения неплохо провести выборы самых общительных или «гениев общения» - тех ребят, общаться с которыми было наиболее легко и приятно, и с которыми немногие испытывали трудности с самораскрытием.

Тут можно предложить еще одну форму – «Общение в аквариуме».

Принцип «аквариумного» общения предполагает, что несколько человек находятся во внутреннем кругу, а остальные наблюдают за их общением. Это очень поучительно в плане сравнения собственных возможностей к общению с возможностями других.

Предварительно ребятам объясняются конструктивные роли в общении.

«Инициатор» - это генератор общения. Обычно он держит в своих руках основную нить разговора, предлагает его темы и может по своему усмотрению их менять.

«Мудрец» - берет на себя роль интерпретатора сложных вопросов и объяснителя мотивов поведения людей и партнера по общению.

«Советчик» - незаменим в том случае, когда партнер по общению нуждается в помощи и просит конкретного совета. Его советы органичны и ненавязчивы.

«Вдохновитель» - человек, который может как вербальными, так и невербальными способами вдохновить партнера по общению на самораскрытие. Ему хочется довериться и выговориться перед ним. Бывает, что человеку одно это приносит значительное облегчение.

«Слушатель» - как правило, активный слушатель. Человек, который умеет превратить пассивный по своей сути процесс «слушания» превратить в настоящее искусство. Его принцип изложен в пословице: «Слово – серебро, молчание – золото», и он очень много извлекает для себя пользы из процесса активного слушания.

Теперь можно вызвать выбранных ребятами «гениев общения» в «аквариум» и предложить им пообщаться по заданной ведущим теме. Остальные ребята наблюдают за процессом общения с отслеживанием ролей, проецируя их на собственные возможности.

Конечно, искусственность «аквариумного» общения не может не сказаться на его качестве, но даже в таком виде оно приносит пользу.

На высоких ступенях развития коллектива можно предложить еще одну форму группового общения – «Режимная дискуссия».

Способы организации обычной дискуссии с разделением коллектива по противоположным мнениям на какой-либо вопрос мы уже рассматривали. Теперь можно дать более глубокий разрез.

Вначале проводится познавательный инструктаж:

«Любую дискуссию можно организовать в двух основных режимах – конструктивном и неконструктивном. Конструктивный режим нацелен на поиск и выявление истины, все диспутанты, даже придерживающиеся противоположных мнений, уважительно относятся друг к другу, стараясь держаться в рамках закона доброты. Этот тип дискуссий мы уже применяли, и у нас есть опыт работы в таком режиме.

Но, к сожалению, в обычной жизни очень многие дискуссии, возникающие по тем или иным вопросам, проходят в неконструктивном духе. Их цель – не найти истину, а подавить противника, заставить его замолчать и признать свое поражение. Такой режим можно назвать режимом «психологического давления», в самом названии которого сформулирована суть происходящих психологических процессов. Надо быть готовым к работе и в таких условиях, чтобы не оказаться полностью обескураженным, столкнувшись с подобной практикой в жизни. Сейчас у нас будет возможность поучаствовать в такой дискуссии».

Далее можно познакомит ребят с наиболее типичными способами психологического давления.

«Дискредитация» («Так могут говорить только идиоты!», «Ничего умного от вас не услышишь!») - наиболее частый способ подавления противника, когда под сомнение ставится сама способность оппонента к дискуссии на равных.
«Угроза» («Успокойтесь, а не то…», «Еще раз так скажете…») - это уже одна из форм психологической агрессии с целью расшатать эмоциональное состояние оппонента, вывести его из психологического равновесия, поселить в душе страх.
«Приказ» («Говорите медленнее!», «Повтори еще раз!») – это тоже скрытая форма угрозы с целью продемонстрировать психологическое превосходство над соперником.
«Нравоучение» («Вам не следовало бы так говорить», «Вы еще не доросли…») – еще одна форма демонстрации превосходства и дискредитации противника.
«Допрос» («Кто вас надоумил?», «Ну, и что дальше?») – цель здесь поселить в душе оппонента лишающий способности к сопротивлению комплекс вины.
«Диагноз» («Все девчонки – дуры!», «Теперь все ясно!») – подобные утверждения вселяют в оппонентов чувства безысходности, отчаяния и неспособности к дальнейшему ведению диалога.

Все перечисленные уловки – это способы психологического манипулирования людьми в диалоге и дискуссии для достижения победы над ними, что и является главной целью подобных дискуссий, а не поиск и нахождение истины.

Далее можно попробовать организовать дискуссию в подобном режиме – режиме «психологического давления» на одну из «злободневных тем». Тему можно взять из ранее предложенного списка, но для подобного рода дискуссий сойдет и что-нибудь, типа «Действительно ли, утро вечера мудренее?» или «Кто лучше: мужчины или женщины?». Только нужно следить за соблюдением определенных рамок, несмотря на заданную игровую установку. Некоторые ребята получают психологические «пробои» несмотря на игровую оболочку. Впрочем, это тоже хороший материал к самопознанию, изучению своих слабых сторон при восприятии психологической агрессии.

Иногда удобно и такую дискуссию организовать в «аквариумном»варианте. Пусть одни дискутируют, а другие наблюдают способы психологического давления и реакцию подвергаемых психологическим атакам друзей. По итогам обязательно следует провести подробное последействие.

(продолжение следует...)

общее начало - здесь