Найти тему
Portraiser Art

Портрет как паспорт для богов

Где в наши дни можно увидеть «гнездо портретов»? В галереях и на сайтах знакомств. А раньше, к примеру, в I – III веках? Конечно, в гробницах. Да-да! В те времена человек писал портрет, чтобы предъявить свое лицо богам при переходе в мир иной, иначе не пустят.

Дело происходило в Римском Египте. Смесь культур была настолько грандиозна, что появилось явление, которое через много веков приведет в шок любителей живописи. Называется оно «фаюмский портрет», потому что зародилось в Фаюме, местечке к юго-западу от Египта. Что это такое? Коротко: с человека пишут икону и когда он «тогось», прикрепляют ее к мумии в зоне лица. Все, паспорт для богов готов.

Фаюмский портрет на мумии
Фаюмский портрет на мумии

Эти портреты пролежат в замурованном виде много веков, пока их не найдут и не станут возить по выставкам, поражая впечатлительных смесью мистики и дичайшей красоты исполнения. Техника, в которой они выполнены, называется энкаустика, а смысл ее в том, что надо писать теплыми восковыми красками, используя не только кисти, но и лопаточки. А, кроме того, класть краски щедро, пастозными мазками, чтобы изображение казалось объемным. Можно добавить немного золота в венки – и теперь ни один бог не остановит такого путешественника при переходе в другой мир.

Женский портрет (II в. н.э., Лувр, Париж)
Женский портрет (II в. н.э., Лувр, Париж)

Фаюмские портреты жили триста лет, а потом переродились в иконы. Византийские мастера явно испытали влияние этого явления, потому что в конце IV века Египет стал византийским. Технику пастозных мазков позже будут использовать Рембрандт и Ван Гог, а потом и импрессионисты, которые подхватят и разовьют фаюмские системы добавочных тонов и красочных лессировок.

Портрет бородатого мужчины (125–250 гг. н. э.)
Портрет бородатого мужчины (125–250 гг. н. э.)

Конечно, это был VIP-трансфер в царство покоя, обычные люди запасались на случай «тогось» деревянными масками, которые продавались в ближайшей лавке. И маски, и портреты покупали впрок, потому что никогда не знаешь, что может произойти. Интересная особенность фаюмских портретов в том, что редко когда можно увидеть на них людей старше сорока, а все потому что так долго не жили. Поэтому писали портреты лет в 25-35, а пока еще рано было приматывать лицо к мумии, держали его в комнате для гостей. Очень предусмотрительно!

Портрет молодой женщины (160–170 гг. н.э., Британский музей, Лондон) / Портрет мужчины (125–150 гг. н.э., Британский музей, Лондон)
Портрет молодой женщины (160–170 гг. н.э., Британский музей, Лондон) / Портрет мужчины (125–150 гг. н.э., Британский музей, Лондон)

Увидеть загробпаспорта римских египтян можно в Пушкинском музее в зале номер шесть на первом этаже. Будьте готовы, что краски на них свежи, а лица как живые. Видимо, путешественники, действительно, стали немного вечными.