Хочется поделиться с вами небольшим инсайтом, произошедшим, когда я вернулся к оптимизации этапов работы над видеороликом. Дело в том, что если вы начнете разбирать этапы создания анимационных (рекламных) роликов, то увидите одинаковую картину:
- Сценарий
- Диктор
- Иллюстрации
- Анимация
- Звуки
Большинство студий работают именно по этим этапам. В целом все верно. Конечно, их можно еще разбить на десяток дополнительных, таких как:
- Написание концепций ролика
- Перевод текста на другой язык
- Создание раскадровки
- Аниматик, сториборд
- Подготовка иллюстраций к анимации
- Подбор музыки
- Согласование стилфрейма
- Риггинг персонажей
- Согласование этапов
- И т.д.
Однако, по большей части, они все вписываются в первоначальные этапы.
При детальном рассмотрении я обнаружил одну очень маленькую, но крайне важную и неочевидную ошибку, которая изменила все! Перестройки потребовали следующие пункты: регламенты работы сотрудников, договоры с клиентами, взаимодействие с клиентами и другие серьезные моменты.
Дело в том, что в этих пяти этапах есть один, который не должен являться частью процесса продакшна, а должен быть самостоятельным процессом. В итоге получаем не единый процесс работы, а, по сути, два последовательных.
Я говорю про этап «СЦЕНАРИЙ». Сценарий должен рассматриваться вне продакшна! Хотя, безусловно, это самая важная часть всего процесса.
Наиболее удачную аналогию описания процесса я нашел со строительством дома, эти процессы схожи и метафоричны. Я считаю, что:
- Сценарий видеоролика — это проект дома, его чертеж со всеми планировками.
- Остальные этапы продашкна: диктор, анимация, иллюстрация, звуки — это процесс непосредственно строительство здания.
Образная связь прослеживается и дальше: вы можете заказать проект дома у одних архитекторов, а после отдать его любым строителям, которые сделают все по плану. Так и сценарий, грамотно написанный и продуманный, является инструкцией для любого продакшна, который по нему сможет сделать видеоролик… или не сможет, в зависимости от квалификации.
Никакой строитель не сможет вам сказать точную стоимость дома без проекта. Все цены будут опираться на прошлый опыт и носить общий характер «примерно» или «вилка цен от и до». Если запросите более точную стоимость, возникает добрый десяток вопросов: «Из чего строим? Сколько этажей? Какая площадь? Где будем строить?» и т.д.. Именно проект позволит создать точную смету дальнейших работ.
Так и видеоролик, что для большинства неочевидно – сложно сказать точно, до тех пор, пока не будет прописан сценарий. В противном случае вы получите примерную оценку, которая, скорее всего, будет завышена для подстраховки.
Одно слово в сценарии может существенно влиять на смету проекта. Один дополнительный человек в кадре приведет к пересмотру стоимости, съемка с воздуха объекта повлияет на дополнительные строчки в смете, смена локации из студии на улицу потребует пересмотра оборудования и т.д.
Что входит в этап «сценарий»?
Как и с проектом дома, нужно провести целый комплекс работ, чтобы далее любая студия смогла по нему реализовать ваш проект:
- Брифование
- Аналитика
- Концепции
- Сценарий
- Режиссерский сценарий
- Раскадровка
- ТЗ для иллюстратора
- Стилфрейм
- Защита
Только при выполнении всех вышеперечисленных пунктов, сценарий получится как самостоятельный, цельный продукт, который решит поставленную задачу клиента.
Из правила Парето (20/80) сценарий является теми 20%, которые дают 80% результата. В кинематографе, для момента утверждения сценария, есть знаменитая фраза Рене Клера: «Фильм готов, осталось только снять».
Последующие изменения
Все это только подтверждает сделанный мною вывод, что сценарий является самостоятельным продуктом. От этого подхода меняется множество технологий производства:
- Клиенту не продается сразу ролик за 300-400 т.р. а продается сценарий, который стоит 30-80 т.р., при этом клиент уже получает свой будущий ролик.
- Процесс создания разбивается на два больших блока: креатив и продакшн. Это подстраховка клиента, он увидит, за что платит деньги при небольшой предоплате. Ведь в начале работ клиент покупает зачастую «кота в мешке», а результат рождается только в процессе.
- Первый шаг становится очень простым для сотрудничества, происходит минимизация рисков.
- Даже если клиент передумает работать со студией, у него на руках останется полноценный сценарий, с которым он может обратиться в любую студию и агентство для реализации проекта.
- Это позволяет существенно не переплачивать клиентам, т.к. точная смета по сценарию позволяет до мельчайших деталей просчитать бюджет, а не округлять в большую сторону каждый из этапов. Все четко и понятно.
- Недорогой первый шаг позволит дополнительно оценить друг друга. Клиент оценивает работу студии (оперативность, сервис, коммуникабельность, сроки и т.д.), а студия смотрит на клиента (оценивая сроки согласования, правки, совпадения видения и т.д.).
- Это и подстраховка студии. Документы, подписанные с клиентом, разделяются на две части: в одной мы ссылаемся на бриф, заполненный клиентом, задачи и оценку создания этапа «сценарий». Во второй мы опираемся на уже утвержденный сценарий и смету подготовленную к нему.
В этом случае выигрывают все – и студия и заказчик!
Оценка от стоимости
Зачастую клиент приходит уже с готовым, согласованным бюджетом, и примером, под который нужно подогнать сценарий. И, опять же, сталкивается с неопределенностью — представления заказчика о ролике и то, что он реально может получить за свой бюджет, могут сильно отличаться. И тут на помощь приходит наша оптимальная схема. Клиент на самом первом этапе получает четкое видение своего ролика. Это позволяет объективно посмотреть на задачу, ведь клиенты в большинстве случаев завышают свои ожидания от бюджета.
Режиссура
Несмотря на вышесказанное, для проекта не совсем хорошо, когда одна команда делает креатив, а совсем другая воплощает его. Есть тонкие места, где строители могу неверно интерпретировать или исказить изначальный замысел. Для этого у строительных компаний есть архитектурный надзор, когда архитектор ведет проект и присутствует на моменте строительства. В случае с видеороликом, архитектором выступает режиссер.
Режиссер продумывает визуал и прописывает «режиссерский сценарий» после работы сценариста. Именно у него есть полная картина видения ролика и того, каким он должен получится. Поэтому, когда в рамках одной студии создается и сценарий и режиссерский сценарий, то режиссер студии и ведёт проект со своей «бригадой» специалистов, получается комплексный и слаженный процесс. Не пренебрегайте этим.
Вывод
В результате мы изменили очень многое в нашей студии. Мы перестроили документооборот, этапы выполнения, значительно сократили входящий порог для клиентов, обезопасили и усовершенствовали процесс создания ролика, уменьшили число отказов, ускорили процесс производства.
Возможно, у вас есть негативной опыт работы подобной схемы, было бы интересно услышать ваше мнение на этот счет. Но пока мы сделали еще один шаг к усовершенствованию работы нашей студии. Остальные процессы работают штатно, полет нормальный. Надеюсь, вам было интересно!
Автор: Игорь Соловей
Креативный директор и основатель агентства "Соловей MEDIA", в состав которого входит: Production, Digital, Promotion, Audio, Branding, Barter Studio.