Найти в Дзене
Акум Эксперт

Cульфатация пластин свинцового аккумулятора - о чем не надо беспокоиться

Оглавление

Вопрос о сульфатации пластин свинцового аккумулятора появился одновременно с самим аккумулятором. Все дело в том, что получение электрического тока от АКБ без образования на пластинах батареи сульфата свинца (PbSO4) невозможно. Даже современная теория свинцовых аккумуляторов, описывающая происходящие в них процессы, называется теорией двойной сульфатации.

Что такое сульфатация?

Процессы, происходящие в аккумуляторе при разряде и заряде, описываются приведенной ниже формулой:

-2

Приведенная формула позволяет понять, что при разряде, когда АКБ отдает запасенную энергию, расходуются активные компоненты с положительного и отрицательного электродов, вступая в реакцию с серной кислотой, то бишь электролитом. В результате образуется сульфат свинца и вода, из-за чего плотность электролита снижается, а пластины покрываются белым налетом, являющимся тем самым сульфатом свинца.

Процесс заряда АКБ согласно современной теории вызывает обратное преобразование, в результате чего емкость батареи и плотность электролита восстанавливаются.

Конечно, приведенное описание является слишком общим и не учитывает многочисленные тонкие процессы, происходящие при заряде/разряде АКБ. Да и сама теория аккумулятора до конца не разработана, но тем не менее, основное понятно – обычная, нормальная работа АКБ связана с сульфатацией пластин.

К чему это ведет?

Хоть процесс сульфатации и является неотъемлемой частью работы АКБ, это не значит, что он благоприятно сказывается на аккумуляторе. Если в первый момент, еще у нового АКБ, электроды покрыты тонкой, проницаемой пленкой, практически не влияющей на работу батареи, то по мере ее разряда толщина пленки увеличивается. Поверхность пластин покрывается кристаллами сульфата свинца, не растворяющимися в электролите.

Это мешает его проникновению вглубь активной массы, вследствие чего меньшее ее количество участвует в происходящих реакциях, вызывая уменьшение емкости, и как следствие, стремительный разряд при небольшой нагрузке. А достаточно обширная сульфатация пластин может привести к выходу АКБ из строя.

Причины сульфатации

Существует несколько причин, дополнительно влияющих на сульфатацию АКБ и ускоряющих ее. К ним относятся:

  • глубокий разряд аккумулятора, вследствие чего появляются крупные кристаллы сульфата свинца;
  • постоянный недозаряд батареи, из-за чего часть образовавшихся кристаллов не разрушается при заряде;
  • низкие температуры, при воздействии которых АКБ быстрее разряжается и гораздо хуже заряжается. Следствием этого будет недозаряд и повышенная сульфатация пластин;
  • высокие температуры, образующиеся в подкапотном пространстве летом. Это приводит к ускорению химических реакций, в том числе ускорению сульфатации;
  • нарушение правил эксплуатации батареи, в том числе и использование их на неисправном автомобиле.

Как мы видим, уже сам процесс применения АКБ приводит к образованию сульфата свинца и сокращению срока службы аккумулятора с самых первых минут его использования по прямому назначению.

А стоит ли так уж бояться сульфатации?

-3

Никто не будет спорить, что сульфатация – зло. И принимать меры к уменьшению ее образования необходимо. Но вот какие, и какова будет их стоимость? Не секрет, что существуют специальные устройства, реализующие хитрые режимы зарядки, в том числе импульсными токами. Но их цена гораздо выше, чем у стандартных зарядников, использующих общепринятые режимы.

Кроме того, мы убедились, что процесс сульфатации происходит всегда, это нормальное явление в работе АКБ. А вот принять меры по ее уменьшению необходимо. В первую очередь – исключить причины, способствующие росту сульфата свинца. Для этого зарядка на автомобиле должна обеспечивать максимальное восстановление емкости АКБ. В сервисных центрах считают нормальным выдаваемое генератором напряжение 14, 3 В.

Это обеспечит зарядку батареи на уровне, предусмотренном заводом-изготовителем. И как минимум раз в год надо заряжать батарею на внешнем зарядном устройстве. Кроме того, необходимо проверять плотность электролита, это опять же позволяет контролировать зарядку АКБ

Не стоит забывать, что срок жизни свинцового аккумулятора – 4-5 лет. Да и цена его такова, что затраты на приобретение нового раз в 5 лет будут гораздо меньше затрат на покупку "навороченной зарядки" и потраченных усилий на восстановление старого АКБ.

Как продлить жизнь аккумулятора?

Ничего необычного делать не надо. Все достаточно просто и не требует чрезмерных затрат и дополнительных расходов. В первую очередь необходимо:

  • обеспечить нормальную зарядку АКБ;
  • поддерживать в чистоте клеммы аккумулятора, генератора, стартера;
  • не допускать разболтанности и плохого контакта в соединительных проводах;
  • по крайней мере раз в год заряжать АКБ от внешнего источника;
  • стараться избегать движения в режиме "такси" – перемещения на короткие расстояния с частыми остановками. Для возобновления движения приходится запускать стартер, что вызывает дополнительный разряд АКБ;
  • в зимнее время контролировать, чтобы зарядка батареи проводилась после ее прогрева. Холодная АКБ, в которой не прогрелся электролит, не заряжается.

Можно привести еще немало рекомендаций, но и так должно быть понятно – поддержание автомобиля в исправном состоянии и своевременное обслуживание АКБ обеспечат ее использование в течение срока, отмеренного аккумулятору изготовителем.

Заключение

Сульфатация АКБ – процесс неизбежный и бояться его не стоит. Соблюдая простые правила, можно без использования сложных и затратных методов зарядки батареи обеспечить работу аккумулятора в течение всего назначенного срока ее эксплуатации.