Найти тему

Разработка паспортов опасных отходов.

Оглавление

Паспорта отходов 1-4 классов опасности, а также сведения об отходах 5 класса относятся к экологической документации предприятия и в обязательном порядке разрабатываются на каждое наименование отходов, образующихся в результате его хозяйственной деятельности.

Образование отходов сопровождает любые виды производственной деятельности. Вопрос с тем, куда в дальнейшем перенаправлять образовавшиеся потоки остро стоит перед всеми природопользователями. При этом стоит учесть, что любые операции с отходами – будь то транспортировка или размещение, не могут быть произведены при отсутствии специализированного документа – паспорта отходов. Кроме того, в случае отсутствия необходимой документации на утиль, его невозможно будет передать для дальнейшего обращения в сторонние специализированные организации.

«Паспортом» данный документ назван неспроста. Дело в том, что разрабатывается он индивидуально, для каждого из материалов, утративших свои потребительские свойства, и содержит полный комплект необходимых сведений – от наименования до качественного и количественного состава, агрегатного состояния, свойств, путей образования и способов дальнейшего обращения. Его основное назначение – определение классов опасности утиля и обеспечение безопасности человека и окружающей среды при обращении с ним. Оформление рассматриваемого документа является законодательным требованием, регламентируемым статьей 14 Закона №89-ФЗ от 24.06.1998 г.

Разработка паспортов опасных отходов.
Разработка паспортов опасных отходов.

КОМУ НЕОБХОДИМА РАЗРАБОТКА ПАСПОРТОВ?

Составление рассматриваемого документа необходима всем природопользователям, деятельность которых сопровождается образованием отходов. Ими могут выступать как крупные промышленные предприятия, так и обычные офисы. Паспорта разрабатываются на отходы I-IV классов опасности. Характеристика отработавших материалов V класса также оформляется документально – подтверждение установленного для них класса осуществляется на основании протокола биотестирования и последующего оформления соответствующих сведений.. В случае, если производственное помещение находится в аренде, ответственность за разработку рассматриваемого документа устанавливается договором аренды. Так, например, чаще всего, разработкой документации на утиль из офисных помещений занимается арендодатель.

КТО МОЖЕТ ОФОРМИТЬ ПАСПОРТ?

Разработка документа на отслужившие свой срок эксплуатации материалы – дело трудоемкое, ведь первоначально каждый из них необходимо выявить, определить состав, свойства, рекомендации, позволяющие в последующем правильно их классифицировать. Для этого проводится анализ применяемой технологии, документации предприятия, справочной литературы. В большинстве случаев требуется привлечение специализированной аккредитованной лаборатории.

Соответственно, лучший вариант в данной ситуации - доверить разработку документа специалистам, какими являются сотрудники проектных экологических организаций. Стоимость данной услуги в таком случае составляет от 5900 рублей. Сроки выполнения могут варьироваться от одного дня до месяца в зависимости от таких факторов, как сложность предстоящей работы, необходимость привлечения аккредитованной лаборатории, вид исследуемого материала. Результат – полностью сформированный документ на каждый вид образующихся отходов, составленный с учетом законодательных и методических требований по утвержденной форме.

ЧТО ВОЙДЕТ В СОСТАВ ПАСПОРТА?

Порядок паспортизации, содержание и форма рассматриваемого вида документации регламентируется Постановлением Правительства РФ №712 от 16.08.2013 г. В соответствии с указанным документом, документация на утиль состоит из лицевой и оборотной стороны. На лицевой стороне указываются:

  • сведения об утверждении руководителем организации-природопользователя;
  • наименование отхода, для которого разработан документ;
  • код и наименование отслуживших компонентов производственного процесса в соответствии с данными ФККО;
  • наименование технологической операции или процесса, при осуществлении которого материал пришел в негодность;
  • наименование исходного товара или материала;
  • химический состав с указанием процентного соотношения содержащихся компонентов;
  • данные об агрегатном состоянии и физических свойствах;
  • сведения о присвоенном классе опасности.

На оборотной стороне документа приводятся следующие сведения:

  • полное и сокращенное наименование предприятия или ФИО индивидуального предпринимателя;
  • коды статистики, такие как ИНН, ОКПО, ОКВЭД;
  • сведения о местонахождении производственного объекта;
  • почтовый адрес.

Также в паспорте могут быть приведены опасные свойства отходов и дополнительная информация, содержащая рекомендации по дальнейшему безопасному обращению с ними.

КАКИМ ОБРАЗОМ ОПРЕДЕЛЯЕТСЯ КЛАСС ОПАСНОСТИ?

Классы опасности устанавливаются на основании Приказа Минприроды №541 от 05.12.2014 г. В соответствии с указанным документом, основной информацией, на основании которой можно сделать выводы о степени опасности отработавшего материала, являются данные о его химическом составе. Химический состав при этом определяется на основании сведений об исходном сырье, применяемом технологическом процессе, а также данными технических регламентов, проектной документации, справочной литературы, либо посредством отбора проб и дальнейшего проведения химического анализа аккредитованной лабораторией. В последующем собранная информация сверяется с данными ФККО, на основании которых происходит классификация вида отходов.

Данные протоколов исследования, совместно с актами отбора проб, информацией об отходообразующем процессе и исходном сырье, заявлением природопользователя, сведениями о присвоенном классе опасности передаются в территориальный орган Росприроднадзора. Далее материалы проверяются двумя организациями - ФГБУ «ФЦАО» и ФГБУ "УралНИИЭкология". В случае соответствия класса, присвоенного утилю, его свойствам, предприятие получает соответствующее заключение. В случае несоответствия – собранные бумаги дорабатываются. Описанную процедуру не требуется проводить для отработавших компонентов, ранее указанных в составе ФККО. Кроме того, степень опасности не устанавливается для медицинских, биологических и радиоактивных отходов.

ПОРЯДОК ПАСПОРТИЗАЦИИ.

Порядок устанавливается вышеуказанным Постановлением № 712. В соответствии с его содержанием, документация на утиль составляется на основании данных о его химическом составе и последующей оценки воздействия на экологию, с подтверждением присвоенного класса опасности. Копии материталлов направляются на утверждение в территориальный департамент Росприроднадзора по месту осуществления субъектом хозяйственной деятельности.

Согласованный документ действует бессрочно. Внесение изменений в его содержание не допускается. В случае внесения новшеств в применяемый технологический процесс, ведущих к изменению состава утиля или его свойств, паспорт переоформляется повторно. Для новообразовавшихся отходов, ранее не включенных в ФККО, отнесение к определенному классу производится не позднее 90 дней с момента их образования на производственном объекте. V класс опасности подтверждается протоколом биотестирования. Для отработавших материалов данного класса проведение паспортизации не требуется.

ОТВЕТСТВЕННОСТЬ.

Осуществление любых действий с отработавшими срок своей службы компонентами, и утратившими потребительские свойства, без наличия соответствующей документации на них, подлежит административной ответственности. Возникает она в соответствии со статьей 8.2 КоАП, как в случае отсутствия документации, так и при неправильном обращении с мусором, что может являться результатом недостатка необходимых сведений о нем. Размер штрафных санкций в соответствии с указанной статьей составит:

  • для должностных лиц – до 30 тысяч рублей;
  • для юридических лиц – до 250 тысяч рублей.

Еще одной мерой наказания по вышеуказанной статье может стать временное приостановление деятельности объекта, сроком до 90 дней.