Найти тему
С точки православия

«Путь...» запись 4. Пасха

Здравствуйте дорогие читатели! книга "с листа" - продолжение.

- Никита, вставай, пойдем посмотрим как солнышко играет. - отец тормошил ничего не понимающего спросонья Никиту за плечо.

- с кем оно играет?

- пойдем, увидишь.

На дворе стоял конец апреля, местами лежал снег и днем от него текли ручьи. Ранним утром было прохладно, лужицы покрыты ледком.

Солнце только-только поднималось над горизонтом и его лучи как бы прыгали по небу, оно пульсировало, то увеличивая свой диск то возвращаясь к прежним размерам, меняло цвета.

Никита завороженно смотрел на небо, до этого дня солнце его не особо интересовало, да, когда оно высоко — на улице тепло, солнце садится — ночь, но это же естественно, то есть так всегда, а здесь что то новое, невероятное, Оно — живое!

- Папа, а что, Солнышко живое?

- нет, солнышко не живое, но сегодня день особенный, сегодня Пасха, и один раз в год, на пасху, солнышко на восходе играет, само радуется и радует людей.

Никиту захлестнули мысли, почему не живое? Как оно может радоваться если не живое. Определенно живое. И что это за особый день?

Пока эти мысли текли в маленькой голове, они вошли в дом.

В доме их первой встретила бабушка и обращаясь к Никите сказала «Христос Воскрес» и пока он хлопал глазами бабушка же сказала:

- надо отвечать «воистинный воскрес». Ну ка скажи.

Никита неуверенно повторил. Что значат эти слова, что это за праздник он не спрашивал, он пытался понять, проникнуться необычной ситуацией, настроением.

Входя на кухню и увидев у плиты маму, выпалил с порога:

- мама, воистинный воскрес!

- когда говоришь первым, говори «Христос Воскрес», так положено — улыбнувшись ласково произнесла мама после того как обняла и поцеловала сына.

… Семья Никиты не была религиозной в общепринятом смысле этого слова. В церковь не ходили, нет, конечно, как многие другие семьи, были несколько раз в городских храмах, но это скорее с познавательной, туристической целью. Да надо сказать и действующей церкви в округе не было. Ближайшая была в городе, более ста километров от дома.

Однако большие православные праздники в семье чтили всегда. На Пасху всегда накрывали особый стол. Бабушка у себя бормотала какие то молитвы. В эти дни всегда запрещали «работать», то есть делать повседневную «грязную» работу. В сами праздники никогда не стирали, не убирались в доме, не делали «текущую» работу во дворе.

Все это учитывали заранее. Перед Пасхой в доме всегда проводили генеральную уборку с ремонтом. Белили стены известкой, стирали шторы, мыли люстры, протирали мебель, вычищали все «закутки». Как правило это происходило на неделе перед пасхой, по вечерам.

Надо сказать, Никите нравилось и это время, тогда находились его потерянные игрушки, болтики-винтики от конструкторов, можно было «официально» пройти в ботинках по дому. Он даже понимал, как здорово, что в пятницу, когда начинали готовить «вкусненькое» это «вкусненькое» кушать было нельзя. Он в предвкушении смотрел на булочки-пирожки, на зачем то покрашенные в луковой шелухе яйца, и от этого они становились в его глазах еще вкуснее.

Мама и бабушка говорили, что сейчас это кушать нельзя, это на праздник. Но что значит «нельзя» для ребенка, тем более что он видит что этого «нельзя» столько много, что за один день точно не съесть...

Сложно сказать откуда у четырехлетнего мальчишки были такие рассуждения, но он был уверен, что если сейчас попросит «вкусняшку», то на сам праздник такая же булочка будет просто булочкой к чаю, ничего удивительного, ничего необычного. И он пропитывался ожиданием праздника, ожиданием чуда, и был рад, что это он сам дождался, он сам, а не кто другой, на два дня лишал себя удовольствия что бы чуть позже насладиться этим удовольствием в полной мере.

продолжение следует. комментируйте, критикуйте, предлагайте исправления!