Было у вас, наверное, такое, что ехали долго в поезде, в купе, ну разговаривали там о том, о сем. Женщина про своих мужиков, мужчины про начальников-дебилов. Выходишь покурить, а как возвращаешься, кажется, что разговор идет один и тот же, только имена меняются. Вот и Вася пил и не работал, потом Петя был такой же, потом Миша… На какую работу не придешь, начальник работой нагружает, денег не дает, не ценит, не уважает. Слушаешь и думаешь, ну где вы таких дебилов находите?
А потому что это сценарий.
Сценарные теории вышли из психоанализа, то есть, в их основе также лежит предположения, что мы нефига не знаем, что на самом деле с нами происходит, потому что всем управляет бессознательное. Мы принимаем какие-то решения, приходим к выводам, которые определяют нашу жизнь. Бессознательно приходим, а потом не по понимаем, почему вокруг все так через попу.
Как понять, что Вы живете в сценарии? В одном из вариантов перевода книга Э. Берна называется «Вы сказали «Здравствуйте», что дальше?»7 Ну серьёзно, что вы говорите после приветствия и прочих ритуалов? Каким Вы хотите себя представить? Одна знакомая обычно сообщала о себе так: «Меня зовут Аня, у меня два высших образования». Может быть, что с Вами весело, или Вы заботливый, или еще что. Другой вариант: подумайте, что будет написано на вашей могиле? Какую эпитафию вы бы себе придумали? Третий - если какие-то события повторяются в жизни постоянно. Все мужики были пьющими (женатыми, козлами, маменькими сыночками), все начальники дебилы, денег нет и так далее. Не, бывают и хорошие сценарии. Как говорит Э. Берн, если у вас сценарий победителя, значит, вам повезло и менять ничего не надо. Хотя самый лучший сценарий – это отсутствие сценария. Говорят, так бывает, но никто не видел.
Сценарий образуется в раннем детстве. Обычно говорят, что до 6 лет, но некоторые вообще настаивают, что до двух. Такая детская попытка понять, а как жить, ну чтобы дальше не задумываться. Проблема в том, что мозга в этом возрасте адекватного нет, и выводы получаются не очень. Например, мама пошла в туалет, ребенок именно в это время проснулся, разорался, а так как мама не смогла прямо сейчас выйти и взять на ручки, ребенок решил, что его бросили и он никому не нужен. Особенно, если это несколько раз. Э. Берн считает, что человек повторяет судьбу героя свой любимой сказки, хотя не объясняет, почему эта сказка становится любимой. Сценарии он довольно просто классифицирует: победитель, неудачник и непобедитель (ну типа, который второй, который почти и так далее). С. В. Ковалев более разнообразен. Например, он пишет о сценарии «после». Типа, вот я закончу школу, и заживу, закончу институт – и заживу, выйду на работу – и заживу, женюсь – и заживу. Знакомо? Надеюсь, что нет. Или вот «почти». Почти женился, почти защитился, почти повысили, почти дом достроил. Самый ужасный сценарий, к сожалению, довольно распространенный – это «лучше бы меня не было». Например, мама говорит ребенку, что если бы не он, она не жила бы с его алкашом-отцом. Или что не располнела бы. И что закончила бы институт. Умный ребенок делает вывод, что без его него маме было бы лучше. Ну дальше понятно – все эти варианты растянутого во времени самоубийства: алкоголизм, наркомания, трудоголизм.
А как перестать наступать на одни и те же грабли я напишу в следующий раз.