Найти в Дзене
Схола

Христианство и римские императоры Константин и Феодосий

Почему христианство стало религией в римском государстве? Как на рынке религиозных убеждений Церковь Христова стала основным поставщиком товаров и услуг?

Как христианство стало религией в Римском государстве?

Продолжаем обсуждать основные факторы развития христианской религии с точки зрения экономической антропологии. Как стартап Церковь Христова превратился в миллиардную «компанию-единорог»? С чем был связан такой колоссальный успех? Почему на рынке религиозных убеждений Церковь Христова стала основным поставщиком товаров и услуг?

Начало см. Почему христианство стало мировой религией? Там мы рассмотрели пункты: 1. Успешное маркетинговое продвижение. 2. Выход товара на рынок. 3. «Ранние последователи» («евангелисты») и масштабирование успеха.

Император Константин Великий ведет под уздцы коня, на котором восседает папа Сильвестр I. Фреска в монастыре Санти-Куаттро-Коронати. Рим, 1247
Император Константин Великий ведет под уздцы коня, на котором восседает папа Сильвестр I. Фреска в монастыре Санти-Куаттро-Коронати. Рим, 1247

4. Венчурное финансирование

Очень долгое время христианство развивалось за счет собственных ресурсов. Но в 4 веке попало в программу государственного финансирования императора Константина Великого. События 313 и 325 годов обычно трактуют, опираясь на христианские интерпретации о «святых Елене и Константине». Но есть и более простые объяснения.

В своем государстве практичные римляне предпочитали дружить со всеми богами, которые им попадались. Присоединяя новые территории и облагая налогами захваченное население, римляне оказывали местным богам такие же почести, как и своим собственным (Юпитеру, Марсу и другим).

И более того верховный римский правитель, помимо титула «император» в обязательном порядке именовался еще и «pontifex maximus», т.е. был «великим понтификом», и опять же обязан был следить за тем, чтобы всем богам доставались равные почести, и ни один бог не был обделен в уважении.

Римский папа Сильвестр I получает от императора Константина Великого знаки папской власти
Римский папа Сильвестр I получает от императора Константина Великого знаки папской власти

Нам представляется, что император Константин, как великий понтифик, принял во внимание массовый характер христианства и своим «Миланским эдиктом» в 313 году присвоил христианству статус государственно-приемлемой религии. Христиан перестали преследовать, церковные организации получили налоговые и прочие послабления (льготы, финансирование и т. д.).

Таким образом, религиозная политика римлян напоминает нам венчурное финансирование, когда фонды выделяют множество грантов на проекты в надежде, что если успешными будут хотя бы 3-5 проектов из 100, то это окупит все затраты. Константин выделил «грант» и на христианство, и оказался в итоге победителем («Сим победиши»).

Римский папа Сильвестр I крестит императора Константина Великого
Римский папа Сильвестр I крестит императора Константина Великого

Что же касается попыток представить Константина ревностным христианином, то, увы, большинством современных исследователей это ставится под очень большое сомнение.

Христианство во времена императора Константина получило права, но не больше, чем у других религий. Другие верования также процветали, и языческий «ренессанс» императора Юлиана Отступника служит тому примером.

5. Несовершенная конкуренция

Окончательно судьба христианства определилась в конце 4 в. н. э. Конечно, все образованные люди знают, что император Феодосий Великий – это тот, кто допустил в 395 году разделение римского государства на две части – Западную и Восточную, что стало «началом конца».

Сам «конец античности» наступит в 476 году, когда варвары-остготы формально «уничтожат» Западную Римскую империю. За политическими перипетиями обычно упускается тот факт, что именно Феодосию Великому христианство должно быть благодарным за свой стремительный и головокружительный успех.

Питер Пауль Рубенс. Св Амвросий и император Феодосий. 1615
Питер Пауль Рубенс. Св Амвросий и император Феодосий. 1615

Личные пристрастия (идиосинкразии) Феодосия Великого делали из него бескомпромиссного христианина, страстная убежденность которого в истинности христианской веры не уступала «горению» святых Апостолов и любых христианских святых.

В 379 году Феодосий становится соправителем-императором, в 380 году выпускает эдикт о «католической вере», настоятельно рекомендуемой всем подданным империи, в 381-385 году издает указы о смертной казни за языческие жертвоприношения и почитания капищ, в 391 году все языческие обычаи облагает жесточайшими штрафами.

В 393 году последний раз проводятся античные Олимпийские игры – посвященные Зевсу, и. значит, пропагандирующие язычество, они попадают под все ранее принятые Феодосием законы (и даже страшно подумать, чем их проведение обернулось потом для участников).

Антонис Ван Дейк. Святой Амвросий не пускает императора Феодосия в церковь. 1620
Антонис Ван Дейк. Святой Амвросий не пускает императора Феодосия в церковь. 1620

Таким образом, Феодосием было сделано все, чтобы христианство оказалось в наиболее выигрышной ситуации по сравнению с другими верованиями. «Несовершенная конкуренция» – так говорят экономисты, когда определенному товару даются такие преимущества, что конкуренция с ним становится просто невозможной.

Торжество христианства состоялось благодаря Феодосию Великому! Этот римский император, как и Константин Великий, был признан святым. Интересная деталь – когда Феодосий стал императором, то он отказался от статуса великого понтифика, так как считал, что христианство должно быть единственной религией, и титул великого понтифика после нескольких десятилетий забвения вошел уже в статус папы римского.

Христианство становится государственной религией римского государства (Византии), основой его культурной и военной политики. Наступают новые времена!

Скульптура Поля Дюбуа 1896 года. Крещение франкского короля Хлодвига I святым Ремигием в Реймсском соборе на Рождество 498 года
Скульптура Поля Дюбуа 1896 года. Крещение франкского короля Хлодвига I святым Ремигием в Реймсском соборе на Рождество 498 года

6. Средневековый франчайзинг

Распространение христианства в средневековой Европе объясняется очень просто. Великое переселение народов приводит к вторжению германских и славянских племен на территорию римской империи. Франки, вестготы, лангобарды, бургунды и многие другие оседают на захваченных землях, становясь соседями римского христианизированного населения. Перед германскими вождями возникает вопрос о том, как примирить германское и римское население своих «варварских королевств».

Могущественное государство Римская империя со столицей в Константинополе - Византия, как мы ее сейчас называем - предлагает всем свое покровительство и любые виды поддержки при условии крещения и дальнейшего распространения христианства.

«Варварские» вожди соглашаются на такие условия. Начинается сотрудничество, и так рождается средневековая европейская культура.

В. М. Васнецов. Крещение Руси в 988 году. Фреска в киевском Владимирском соборе. 1896
В. М. Васнецов. Крещение Руси в 988 году. Фреска в киевском Владимирском соборе. 1896

Если говорить экономическим языком, то это классический пример франчайзинга – возможность продавать и распространять товар известного бренда, выплачивая роялти, но выступая самостоятельным юридическим лицом.

И это становится настолько выгодным для предприимчивых средневековых правителей, что христианство очень быстро монополизирует религиозный рынок в Европе. Возникает христианский Западный мир.

Продолжение темы см. в публикации: Что такое легитимность власти? Почему люди подчиняются государству? На примере Римской империи и Византии.

Беседа с антропологом. Вы можете заказать тему статьи