«Соло» - короткое слово из мира музыки. Но в конце 90-ых я впервые услышал его в авиационном смысле. Тогда стали появляться редкие пилоты, которые обучались летать в Европе или Америке. Этим словом они называли самостоятельные полёты. Как-то резало слух это слово. Какое-то чужое.
Мы, в своё время, будучи курсантами, про первые самостоятельные полёты говорили - «САМ». Так это и звучало в радиообмене в первых самостоятельных полётах. В конце каждого доклада в эфире курсант произносил это слово. Например: - 425-ый, на третьем, шасси выпустил, посадку, САМ.
С тех пор всё больше и больше в авиационный обиход входит иностранных слов и понятий, в основном английских. Всё меньше русского, НАШЕГО в гражданской Авиации.. Самолёты в российских авиакомпаниях практически все иностранные. А недавно прочитал рассказ одного молодого пилота, недавно закончившего в Красноярске лётное училище гражданской Авиации. Восторженно пишет о том, как он стал пилотом, его распирает от чувств. Заслуженно распирает. Просто прёт из него Восторг и это здорово! Хочется пожелать таким как он мягких посадок и лётного долголетия! В рассказе его снова звучит «соло» и много других не русских слов и понятий - «чек-лист» и тому подобное. И узнаю я из его рассказа, что учатся летать курсанты в училище на американской Цессне и австрийском Даймонде. И это в российском лётном училище! И летать они в дальнейшем тоже будут не на российских самолётах…
Российская гражданская Авиация скукоживается как шагреневая кожа. Ещё недавно, лет 30 назад, чуть ли не половина авиационного флота мировой гражданской Авиации составляли «русские» самолёты. А сейчас? Стыдно сказать…
И это очень грустно и печально! И маячит вечный русский вопрос – КТО виноват и ЧТО делать?...
08.11.2020 - Севастополь.
3