Найти тему

Суломай: вниз по Подкаменной Тунгуске

Как найти выгодный тур, 10 способов обойти турагента

Еще на берегу мне рассказывали о Центральносибирском Заповеднике не только про кораллы, о которых я упоминала в первой части рассказа и еще напишу.

Одно из «самого-самого», что хотелось увидеть своими глазами — увидеть и пообщаться с кето. Уверена, кто-то знает о них. Если нет, теперь узнает точно.:)

Есть такие коренные малочисленные народы севера (КМНС). Их достаточно много живет у нас в России: эвенки, ненцы, долганы, алеуты и еще национальностей 15-20.

Помните Кола Бельды «Увезу тебя я в тундру»? Вот о них он песни складывал.:)

Кето – коренной малочисленный народ севера, которых на Земле осталось около 1000 человек. Из исследований, которые проводили ученые, выяснилось, что они являются родственниками северо-американских индейцев и тибетцев. Язык у них схож с тибетским, лица монголоидные, цвет кожи медный…

Часть своей поездки я провела не только в «полях», но и в библиотеках и музеях, собирая информацию о них, об этой удивительной народности, которую уже похоже пора занести в «Красную книгу» о человеке.

Они живут сейчас в районе границы Заповедника, в поселке Суломай и Бахта и, многие «обрусевшие», в самом поселке Бор.

Сами «поля», точнее «Вода», Подкаменная Тунгуска вела нас через поселок.

Времени на предметную остановку в поселке Суломай у нас не было, но если суждено, значит суждено. Встретили мы кето на Тунгуске, сделав короткую остановку на берегу. Как раз кетойцы (или остяки, как их местные называют) занимались промыслом.

Образы, которые нарисовало мое воображение после просмотра фильма о кето, заметно разнились с теми людьми, которых я встретила. Но встреча все равно оказалась интересной. Мое любопытство победило. Преодолев смущение, вопросы о том, как они живут, я все же задала. Как у любой малой народности, у кето тоже есть свои «особые приметы». Они всегда занимались промыслом рыбы и это до сих пор их основное занятие. Когда еще не было моторных лодок, у остяков были лодки-долбленки, называемые ВЕТКИ. Особым способом, передающимся от отца к сыну, они хранят до сих пор это знание… или хранили.

В общем, суть такая. Теперь «прогресс» дает им моторки, лодки они не делают, т.к. долго и труда много вкладывать надо. Сами встреченные кетойцы сказали: «какое там, 21 век ведь, это прошлое»… Жаль, как жаль. Где то внутри вздрогнула струна грусти. Ну почему хранить и пестовать традиции не в цене? Надеюсь, что все поменяется. Условия для этого создаются.

Была в Москве в Китайском культурном центре на открытии фестиваля нематериального наследия Юнеско: «Красочный Гуйчжоу»: танцы, музыка, ремесла. Увиденное тогда запало в душу, может быть прорастет новым Путешествием.

А вспомнила об этом как раз в Центральной Сибири. Ведь нематериальное наследие Юнеско вот оно, лицом к лицу было встречено…

Попрощались, мы ушли дальше – как раз вниз…

по Подкаменной Тунгуске…на Столбовую..