Фигура Николая Константиновича Байбакова является уникальной. Он стал членом правительства при Сталине, а вышел на отставку при Горбачеве. При этом он 22 года возглавлял штаб по управлению советской экономикой - Госплан СССР.
Николай Байбаков родился в 1911 году в семье кузнеца на бакинских нефтепромыслах. Это во многом определило его судьбу. В 1932 году, окончив Азербайджанский нефтяной институт, он начал работать на нефтедобывающих предприятиях Баку. Склонный к техническим наведением, Байбаков предложил и внедрил как новый метод закачки цемента в водяной пласт под высоким давлением, названый позже «методом Байбакова».
В 1930-х он чуть не попал под репрессии, когда нечистоплотные коллеги написали на него донос и обвинили его в том, что «враг народа». Но Байбакова призывают в армию и угроза репрессий минует его. После армии у талантливого инженера успешно складывается карьера - его назначают главным инженером, а в 1938 году – управляющим трестом «Лениннефть» в Баку.
Вскоре его замечает Нарком топливной промышленности и член Политбюро, всесильный Лазарь Каганович. По его инициативе в 1940 году Байбаков становится Заместителем Наркома нефтяной промышленности СССР.
В этой должности в период Великой Отечественной Войны он отвечал за обеспечение горючим воинских частей и предприятий. В 1941 году Байбаков участвовал в создания нефтепровода в блокадный Ленинград по дну Ладожского озера, который спас город, обеспечив его и Ленинградский фронт нефтепродуктами. В 1942 году, когда фашисты прорвали советский фронт под Ростовом и непосредственно подошли к нефтепромыслам Майкопа и Грозного его назначают уполномоченный Государственного комитета обороны по уничтожению нефтяных объектов на Кавказе. Перед отправлением на Кавказ его в Кремле принял Сталин, который говоря важности его задания, заявил ему:
— Товарищ Байбаков, Гитлер рвется на Кавказ. Имейте ввиду, если вы оставите немцам хоть одну тонну нефти, мы вас расстреляем. Но если вы уничтожите промыслы преждевременно, а немец их так и не захватит, и мы останемся без горючего, мы вас тоже расстреляем.
Прибыв на Кавказ Байбаков, обнаружил, что советский фронт фактически перестал существовать и немцы со дня на день могут занять нефтепромыслы под Майкопом. Но Командующий Северо-Кавказским фронтом Маршал С.М. Буденный отказался давать распоряжение взрывать нефтяные объекты, убеждая его в том, что войска и кавалерия остановят прорвавшиеся немецкие танки. Неверия в реалистичность сказанного Буденным, на свой страх и риск Байбаков отдал нефтяникам «команду №1» – взрывать нефтяные скважины. Под огнем немцев уничтожив последние нефтедобывающие объекты, Байбаков с другими нефтяниками через кавказские горы пробирался к советским войскам.
В 1944 году Байбакова, в возрасте 33 лет, назначают Наркомом нефтяной промышленности СССР. За годы работы Байбакова в советском правительстве добыча нефти увеличилась почти в 20 раз, с 32 млн. тонн в 1940 году до 620 млн. тонн в 1985 году.
В 1955 году по инициативе Н.С. Хрущева Байбакова назначают Председателем Госплана СССР. Но самостоятельный Байбаков не сработался с Никитой Сергеевичем т.к. выступал против некоторых из многочисленных реформ последнего, особенно по вопросу создания совнархозов и против упразднения отраслевых министерств. В 1958 году Байбакова отправляют в «почетную ссылку» Председателем совнархоза Краснодарского Края.
Но в 1963 году, Хрущев, видимо понимая уровень квалификации Байбакова, сменяет «гнев на милость» и назначает его Председателем Госкомитета по химической и нефтяной промышленности.
В 1965 году после отставки Хрущева его вновь назначают Председателем Госплана СССР и Заместителем Председателя Совета Министров СССР А.Н. Косыгина. Во второй половине 1960-х годов Госплан во главе с Байбаковым реализует т.н. «косыгинские реформы», которые были направлены на повышение эффективности и самостоятельности советских предприятий. Положительные результаты реформы были почти сразу «на лицо» и восьмой пятилетний план развития народного хозяйства СССР (1966-1970 гг.) был существенно перевыполнен. Впоследствии ее назвали «золотой пятилеткой».
Но партийный аппарат препятствовал действиям Совмина по усилению самостоятельности предприятий, видя в этом угрозу своей монополии на власть. Вследствие этого реформы сворачивают и в 1970-е годы начнется замедление темпов роста экономики. Практически последний шанс реформирования советской экономики был упущен.
В 1985 году Байбаков уходит в отставку с должности Председателя Госплана, но продолжает заниматься активной научной деятельностью в Академии Наук.
Николай Байбаков ушел из жизни в 2008 году прожив 97 лет.