Найти тему

Трагедия У. Шеспира "Ромео и Джульетта" не о любви!

Многие видят в знаменитой трагедии лишь одну любовную линию. Как бы ни была она ярко прописана, все же ее место на почетном втором месте.

Ромео и Джульетта
Ромео и Джульетта

Сочинение обычно датируется 1594—1595 годами. Шекспиру было около 30 лет. На троне с 1558 года восседала Елизавета I, которая, как известно, была покровительницей гуманистического театрального искусства, которое наиболее ярко воплотило в себе общественный подъем эпохи Возрождения.

Елизавета I, королева Английская
Елизавета I, королева Английская

Она была умная женщина и понимала, всходя на трон, что Англия была обессилена серией затяжных гражданских войн между католиками и протестантами (5 апреля 1562 - 20 марта 1589). Однако именно Елизавета I и протестанты и католики признали законной правительницей. На это у нее были все права: она была правнучкой короля Генриха VII.

В Англии данный конфликт так же известен как Пуританские войны в честь одного из названий английских протестантов (от лат. puritas - чистота). Пуританские войны вошли в историю также под названием Тридцатилетней войны. Страна, как и вся Европа, была расколота на два непримиримых лагеря.

Войны привели к разорению значительной части территории Англии, гибели порядка 500 000 человек и бегству из страны еще около 100 000. На стороне протестантов в них приняли участие Священная Римская империя, Шотландия и Испания, а на стороне католиков - Франция и Португалия.
Войны привели к разорению значительной части территории Англии, гибели порядка 500 000 человек и бегству из страны еще около 100 000. На стороне протестантов в них приняли участие Священная Римская империя, Шотландия и Испания, а на стороне католиков - Франция и Португалия.

Королева решила вести политику Реформации. Другими словами, политику протестантизма. То есть «верховным главой Английской Церкви» является монарх, а Римский папа не имеет никакой власти в Англии. Но и приверженцев католичества отказалась преследовать и разрешила им служить мессы и исповедовать свою веру.

Конечно, эти меры не привели к полному примирению сторон, но в стране воцарился относительный покой и порядок.

Однако появление свергнутой королевы Шотландии Марии Стюард, нашедшей в Англии убежище, снова сделало угрозу новой религиозной войны реальной.

Мария Стюард, королева Шотландии
Мария Стюард, королева Шотландии

Дело в том, что Мария Стюард тоже была правнучкой Генриха VII. То есть являлась троюродной сестрой Елизаветы I и являлась претенденткой на английский престол. Отречься от своих прав она отказывалась. Елизавету тревожил еще и тот факт, что Мария была ярой католичкой и не столь терпима к иноверцам. В 1572 году был раскрыт заговор, участники которого пытались сместить Елизавету и посадить на трон Англии Марию Стюарт. Ее участь известна: Мария Стюард, королева Шотландии, была обезглавлена в 1587 году.

Это было ужасное преступление – казнить королеву! Тем более родственницу. Но Елизавета приняла меры постфактум и оправдала себя в глазах Европы. Вряд ли она не знала о готовящейся казни. Но идя на такой шаг, она предотвратила новую Пуританскую войну в Англии.

Это было время Шекспира. Он убежденный сторонник твердой королевской власти, абсолютизма. Как и многие из его современников-писателей, он обратился к известному еще со времен античности сюжету о трагедии двух влюбленных.

У. Шекспир
У. Шекспир

Писать напрямую о внутриполитических проблемах Англии он не решился – за это могли объявить государственным изменником и повесить. Он перенес место действия в Италию. Но всячески намекал, что проблемы, описываемые в трагедии, - английские. Доказательством могут служить детали: мать Джульетты названа Леди Капулетти, политику терпимости ведут брат Лоренцо и граф Эскал (как и Елизавета I), Ромео не захотел вступать в драку с Тибальтом (двоюродным братом Джульетты, уже жены; то есть уже со своим родственником) – попытка примирения и др. На протяжении всей трагедии погибают 11 героев с той и другой стороны, включая влюбленных.

Шекспир, исходя из сложной и противоречивой обстановки в Англии того времени, показал столкновение гуманистических идеалов человека (Ромео, Джульетта, Лоренцо, Эскал) и средневекового религиозно-мистического мировоззрения, отличающегося эгоизмом, предпочтением личных интересов общественным, ханжеством и лицемерием (Капулетти, Монтекки и их единомышленников).