Поединок на шпагах — страшная штука — ум в нем участия почти не принимает, он не успевает за темпом сражения. Думает твоя кисть, она отдает приказы ногам и телу, что им делать, а мозг она обходит стороной — ты мыслишь «на потом», превращая мозг в склад инструкций и указаний на будущее, во что-то, подобное компьютеру с его программой.
(с) Р. Хайнлайн, «Дорога доблести»
Сразу нужно оговориться, что в кино исключительно редко показывают сколько-нибудь реалистичные поединки на холодном оружии. Сценическое фехтование — специальная актёрская дисциплина, не имеющая ничего общего с реальным боевым искусством. В кино показывают широкие замахи, красивое прокручивание клинка и прочие изыски, которые в настоящем бою сразу приводят к гибели. Тем не менее, в некоторых фильмах фехтование поставлено не только красиво, но и вполне натурально, насколько это вообще возможно в кинематографе. Назовём пять лучших, с нашей точки зрения, поединков в мировом кино.
Первое место занимает дуэль пана Володыевского и бравого хорунжего Анджея Кмитица из фильма «Потоп», снятого в 1974 Ежи Гофманом. Этот поединок, помимо прочего, наглядно демонстрирует, как размашистая рубка Кмитица уступает экономным движениям опытного Володыевского. В данном случае подобная манера боя хорунжего вполне достоверна — он привык биться с противниками в доспехах, пробить которые можно только сильным ударом. Но в поединке против умелого фехтовальщика он неизбежно проигрывает и получает обидный щелчок кончиком сабли по лбу.
Ещё один отличный поединок есть в другой экранизации книги того же Генриха Сенкевича, выпущенной на экраны в 1999 году. В фильме «Огнём и мечом» показана дуэль между тем же Володыевским и полковником Богуном. Зрителю показывают, что Богун сильнее своего соперника, он одним толчком отбрасывает Володыевского под откос, к реке. Кажется, что Володыевский обречён, но он контратакует и побеждает. Причём побеждает как раз в тот момент, когда его соперник, уверенный в своём успехе, пытается завершить поединок красиво, перебрасывая саблю в другую руку и тут же нанося ею удар, который, увы, уже не достигает цели.
На третьем месте необычный поединок — между женщиной и мужчиной. В 1992 году испанский режиссёр Педро Олеа снял картину «Мастер шпаги», по роману «Учитель фехтования» Артуро Переса-Реверте. В финале фильма дону Хайме Астарлоа, учителю фехтовального искусства, противостоит его бывшая ученица Адела де Отеро, оказавшаяся опытной убийцей. Казалось бы, учитель против ученика, к тому же мужчина против женщины — исход такого поединка вполне очевиден. Но учителю пришлось сражаться тренировочным клинком, а вот у его противницы в руке боевое оружие. Мастер победил, но ему пришлось использовать для этого все свои умения.
На четвёртом месте финальный поединок из фильма «Затоичи» 2003-го года, снятого знаменитым Такеши Китано. Он же в этом фильме снялся в главной роли — слепого фехтовальщика. В финале ему противостоит ронин Гэнносукэ Хаттори, сражающийся на стороне бандитов-якудза. Сцена поединка хороша тем, что в ней наглядно показывают не просто действия, но и намерения обеих персонажей, что позволяет зрителю оценить красоту рокового удара, который наносит своему противнику Затоичи.
Последнее место также занимает сцена из японского самурайского боевика. Фильм «Самурайская история» появился в 1998 году, его снял режиссёр Хироюки Накано. Он посвящён жизненному пути Ранносукэ Кадзамацури, случайно убившего одного из телохранителей главы клана, которому он ранее верно служил. В отличие от обычных героев боевиков, которые стремятся отомстить обидчикам или же восстанавливают справедливость, этот персонаж на протяжении всего фильма хочет погибнуть с честью, в поединке с достойным противником. Но поскольку на пути ему встречаются лишь бандиты и прочее отребье, приходится жить дальше.
Финальный поединок героя с самураем по имени Хамбэй происходит на утёсе. Наконец-то герою встретился достойный человек, но, к сожалению, Хамбэй намного слабее и при других обстоятельствах был бы обречён. Герой оказывается перед дилеммой: поддаться и тем самым оскорбить своего противника или же убить единственного достойного противника. В итоге он бросается в реку, его тело так и не находят, что оставляет финал фильма открытым.