Найти тему
Jon Lanky Silver

История группы Creedence Clearwater Revival.

Группа "Creedence Clearwater Revival", "Криденс".

За сравнительно недолгие годы своего существования рок-музыка стала удивительно многообразной. Сегодня, когда уже не в новинку рок-оперы, рок-оратории, рок- балеты, рок-театры, рок-сказки и так далее. Бывает трудно поверить, что всё началось с песен Элвиса Пресли, Чака Бери и тех рок-н-рольных музыкантов 50-х годов.

Усложнение форм и средств выражения рока приводит, как правило, к несколько неожиданному на первый взгляд результату. А именно, к возникновению новой волны интереса к корням этой музыки. Возникают или приобретают популярность музыканты и группы, играющие более простые, танцевальные мелодии, как собственного сочинения, так и десяти, двадцати, даже тридцати летней давности.

Очевидно, именно поэтому и возникла популярность американской группы "Криденс Клиэруотер Ривайвел", которая в краткой форме именуется "Криденс".

В составе группы "Криденс" 4 человека:

  • гитарист и вокалист Джон Фогерти
  • гитарист Том Фогерти
  • басист Стю Кук
  • барабанщик Дуг Клиффорд по прозвищу "Космо"

Они начали играть вместе в 1959 году, когда ещё учились в школе в Эль-Серритто, недалеко от Сан- Франциско. Свою группу они назвали "Tom Fogerty and The Blue Velvets" ("Том Фогерти и Голубые Бархаты"). Группа выступала, большей частью, на школьных вечерах и молодёжных танцплощадках.

В 1964 году группа подписывает контракт с местной фирмой грамзаписи "Fantasy". Компания обязуется выпускать их пластинки, они обязуются сменить название на "Голливоги" ("The Golliwogs"). Америка в это время переживала потрясение от "Битлз". Всё, что хоть отдалённо могло навести слушателя на мысль о британской поп-музыке, казалось, сулило немалую прибыль. Но расчёт фирмы оказался неверным. За исключением одной единственной изданной сорокапятки "Кареглазая девушка". Все остальные их пластинки, включая и большой диск "Голливоги" ("The Golliwogs") с треском провалились не получив никакой популярности. Критика их не заметила вовсе. Три года группа разъезжала по центральной Калифорнии с концертами, но это не принесло ей: ни славы, ни денег, ни творческого удовлетворения.

В конце 1967 года группа ещё раз меняет название и уже как "Криденс" приступает к записи нового альбома "Creedence Clearwater Revival". Это была уже дебютная пластинка под именем группы, которую мы прекрасно знаем - "Криденс". Пластинка состояла из классических песен рок-н-ролла и нескольких собственных композиций Джона Фогерти. Вспоминая о неудачах предыдущих записей коллектива, фирма грамзаписи сначала передала плёнку на радиостанции, чтобы проверить реакцию слушателей. Эта проверка стала одновременно и рекламой первого альбому "Криденс", который был издан в 1968 году. С альбома были взяты и изданы две сорокапятки под названиями: "Сьюзи Кью" ("Suzie Q") и "Я заколдовал тебя" ("I Put A Spell On You") - сразу же вошедшие в национальные хит-парады.

Год спустя выходит второй альбом группы "Bayou Country" со знаменитой песней "Гордая Мэри" ("Proud Mary"). Эта композиция Джона Фогерти считается одной из лучших в мировой рок музыке. И теперь группа "Криденс" получила всё то, о чём не могли и мечтать "Голливоги" или "Голубые Бархаты": всемирную известность, полную финансовую и творческую независимость. Группа под названием "Криденс" стала очень популярной.

В чем же заключалась причина успеха группы"Криденс"? На самом деле, причин здесь несколько.

  • Во-первых. Несомненная одарённость музыкантов, характерный и хрипловатый вокал Джона Фогерти, его безусловное композиторское и поэтическое мастерство.
  • Во-вторых. Выход первых виниловых пластинок "Криденс" совпал с ростом популярности калифорнийских групп в музыкальной индустрии.

На музыкальной сцене появились такие коллективы, как: "Big Brother and The Holding Company" с солисткой Дженис Джоплин, "The Great Society" с солисткой Грейс Слик, "Quicksilver. Messenger Service", "It's A Beautiful Day” и многие другие. Так что по отношению к "Криденс" публика была заранее настроена, как минимум, заинтересованно.

  • В-третьих. Рок-музыка стала очень разнообразной. И музыкальный стиль "Rock" стал приобретать новые формы.

Группы со стажем как "Битлз" и "Роллинг Стоунз" выпустили концептуальные альбомы со сложными аранжировками, с привлечением электроники, симфонических оркестров, с использованием богатых возможностей грамзаписи. Другие коллективы стали использовать элементы джаза в своих композициях, до сформирования джаз-рока в самостоятельное музыкальное течение оставалось меньше двух лет. Очень возрос уровень инструменталистов. Гений гитары Джимми Хендрикс полностью изменил представление о том, на что способна гитара в рок-музыке. Высшие достижения рока неуклонно превращали его из музыки для танцев в музыку для серьезного, порой философского и вдумчивого прослушания.

Творчество группы "Криденс" намного проще и общедоступнее. Для восприятия его не требовалось той подготовки, без которой нельзя полностью понять, например альбом группы "Битлз" ("Beatles") - "Сержант Пеппер" ("Sgt. Pepper's Lonely Hearts Club Band"). Группа принципиально рассматривала пластинку не как единое целое, проникнутое общей идеей, несущее определённую смысловую нагрузку, а как набор песен: весёлых, грустных, спокойных - но именно отдельных песен. "Криденс" импонировали молодёжи, для которой песенные рок-сюиты великих оказывались слишком сложны, и тем, кто видел в рок-музыке средство отдыха, весёлого времяпрепровождения.

Путь арт-рока, симфо-рока, джаз-рока, техно-рока и других сложных музыкальных направлений рок музыки оказался пока не развитым. А то основное направление, в рамках которого работали "Криденс", продолжает нас радовать хорошей музыкой.

К семидесятому году, особенно после выхода альбомов "Green River" (изданный в 1969 году) и "Willy and The Poorboys" (изданный в 1970 году), "Криденс" стали самой широко раскупаемой группой в истории американской музыки. Вряд ли кто мог предположить, что следующая пластинка "Cosmo's Factory" (изданная в 1970 году) будет поворотной в судьбе коллектива. Музыкантам перестало нравиться то, что они делали. Коммерческий успех стал препятствием для их дальнейшего развития. Джон Фогерти пытался раздвинуть рамки, в которые ансамбль сам себя заключил. И новый альбом "Pendulum" (изданный в 1970 году) оказался значительно слабее предыдущих.

Из группы ушел Том Фогерти. Трое оставшихся участников предприняли мировое турне, выпустили концертный альбом "Live in Europe" (изданный в 1973 году ). И записали новую пластинку "Mardi Gras” (изданную в 1972 году), ставшую самой неудачной в истории коллектива.

В октябре 1972 года группа "Криденс" прекратила своё существование.

Том Фогерти выпустил несколько долгоиграющих пластинок и вместе с Куком и Клиффордом интересную сорокапятку "Радостное воскресение", посвящённую истории "Криденс".

Сольный диск вышел и у Клиф­форда.

Позже Клиф­форд и Стю Кук вошли в состав группы "Текс Мекс Трип" ("The Tex Mex Trip").

Джон Фогерти выпустил свою первую пластинку вскоре после распада "Криденс". Записывать её он начал ещё тогда, когда группа официально существовала. Альбом "Blue Ridge Rangers" (изданный в 1981 году) состоял в основном из песен в стиле кантри. Джон Фогерти сыграл на всех инструментах и спел все вокальные партии. Джон написал много сольных работ, хоть и выпускал пластинки редко. Но, как правило, альбомы были очень высокого качества. Его репутация в мире традиционного рока и кантри столь высока, что к нему как к композитору и гитаристу обращались такие известные музыканты, как: Рой Орибисон, Карл Перкинс, Джерри Ли Льюис.

Пластинки "Криденс" продолжают пользоваться большой популярностью и сейчас. По мнению американских музыкальных критиков, опрошенных журналом "Rolling Stones", две пластинки группы "Green River" и "Willy and The Poorboys" вошли в число лучших пятидесяти альбомов рок-музыки за 70-80-е годы.

-2