Найти в Дзене

Самая скромная и целомудренная героиня Раджа Капура в его «Любовном недуге».

Фильм Раджа Капура Prem Rog/ Любовный недуг (1982)
В ролях: Падмини Колхапуре, Риши Капур, Шамми Капур, Тануджа, Бинду, Сушма Сет. Это неполный список. Очень большой актёрский состав. И столько кинозвёзд.
Третий самый кассовый фильм 1982 года. Лауреат 4-х наград Filmfare, в том числе за лучшую режиссуру, главную женскую роль (причём Падмини Колхапуре получила её в возрасте 17 лет), лучшую лирику
Источник: https://yandex.ru/images
Источник: https://yandex.ru/images

Prem Rog/ Любовный недуг (1982) Раджа Капура - третий самый кассовый фильм 1982 года. Лауреат 4-х наград Filmfare, в том числе за лучшую режиссуру, главную женскую роль (причём Падмини Колхапуре получила её в возрасте 17 лет), лучшую лирику и работу оператора.

Одну из песен снимали в Амстердаме посреди ярких разноцветных полей тюльпанов. Над ней работали целых 9 дней. Большая часть сцен была запечатлена на ферме Р. Капура недалеко от Пуны, где были возведены грандиозные декорации дворца, храма и деревенской ярмарки.

Зрители до сих пор очень любят этот фильм.

Современные сельские жители Индии смотрят «Любовный недуг» в передвижном кинотеатре. Фото: www.financialexpress.com
Современные сельские жители Индии смотрят «Любовный недуг» в передвижном кинотеатре. Фото: www.financialexpress.com

Утро в богатом дворце знатного тхакура-помещика начинается с рассветом, когда на женской половине раздаются священные песнопения. Женщины в этом доме, не смотря на свой высокий социальный статус встают очень рано. И только юной всеобщей любимице семьи Манораме (Падмини Колхапуре) позволяют нежиться в постели допоздна. Солнце напрасно льёт на неё свои лучи сквозь цветные стёкла затейливых окон. Заботливая нянюшка массирует ножки нежной особы, а когда та соизволяет, наконец, встать, заботливо пододвигает расшитые тапочки.

Утро Манорамы
Утро Манорамы

Манорама – единственная дочь младшего брата тхакура. Она избалована, капризна, своенравна и горда. Любит подшучивать над другими, но делает это не со зла. Сердце у девушки на самом деле доброе, а душа также чиста как лепестки лотоса. Она легко выходит из себя, и её гнев может быть таким же яростным, как и у всех тхакуров. Но она быстро отходит и, осознав свою вину, с готовностью старается искупить её.

Манорама (Падмини Колхапуре)
Манорама (Падмини Колхапуре)

В отличие от взрослых членов своей семьи она не чурается людей более низкого социального статуса. Ведь с малых лет эта тхакураин росла вместе с детьми деревенского пандита (индуистского священника) и относилась к ним как к родным сестре и брату. Вот только молодой сын пандита - Девдхар (Риши Капур) считает сестринскую привязанность, дружеское расположение, естественную живость и непосредственность Манорамы нечто большим. Как же больно могут аукнуться некоторые заблуждения.

Девдхар (Риши Капур)
Девдхар (Риши Капур)

Предыдущий фильм Раджа Капура «Истина, любовь, красота» 1978 года потерпел сокрушительное фиаско. Ни простые зрители, ни современные фильму критики не приняли его. Провал был очень горьким и сокрушительным для режиссёра. Больше он уж не станет пытаться поднимать в своём творчестве излюбленные метафизические темы и не будет использовать поэтическую метафоричность и иносказательность. «Любовный недуг» был более простой и прямолинейной в этом смысле работой. В нём искусно переплетались сказочность и реализм, красивая история любви и анализ социальных проблем, глубокая драма и романтика, красота и богатство эстетики кадра с доступностью повествования.

Постер. Источник:  osianama.com
Постер. Источник: osianama.com

Вся метафоричность в «Любовно недуге» по сути заключена в одной единственной песни-фантазии, в которой Девдхар представляет свою любимую то в виде цветка, то в образе женщины-пламени, то в облике символа вечной бессмертной любви – Лейлы. И фильм был очень успешен. Зрители его полюбили, а критики – активно хвалили.

Манорама - танцующее пламя
Манорама - танцующее пламя

Манорама – вторая главная взрослая роль Падмини Колхапуре и в тоже время первая ведущая и по сути сюжетообразующая, и она сыграла её ещё в возрасте 16 лет. Неординарный талант этой девочки Радж Капур приметил и использовал ещё в её детстве. Он дал ей роль Рупы в раннем возрасте в завязке сюжета в «Истина, любовь, красота» в 1978 году. Возможно, именно благодаря её столь юному возрасту и ещё полудетскому личику, особенно заметному в моментах без яркого макияжа, режиссёр не стал использовать ни одной пикантной щекотливой сцены, бывшей обязательной изюминкой всех его фильмов. Юная тхакураин ни разу не предстала перед зрителем даже в купальном костюме.

Кадр из фильма
Кадр из фильма

Манорама – самая скромная и целомудренная из всех героинь Раджа Капура. Даже плескаясь в водах реки она предусмотрительно оборачивает подол своей пышной юбки вокруг ног и не мочит одежды. Из-за этого ещё более ужасающее впечатление производит та трагедия, что происходит с ней вскоре после свадьбы. Причём режиссёр не показывает самой сцены надругательства. Зритель видит лишь, как опрокидывается изящный столик. И белый светильник стоящий на нём с пронзительным звоном разбивается вдребезги. Да отчаянно дёргается маленькая ножка с вонзённым осколком стекла – отнюдь не двусмысленный яркий символ.

Кадр из фильма
Кадр из фильма

Падмини Колхапруе была словно гибкая глина, из которой режиссёр лепил то, что ему хотелось. Манорама за короткий срок проходит огромный путь от юной девочки, влюблённой в саму идею любви до молодой вдовы, потерявшей всё и заново начинающей учиться любить и бороться за своё личное право на счастье. При этом не только внешний облик, но и речь, и поведение девушки полностью меняются. И Падмини передаёт это не только выражением лица. Совершенно иным становится весь язык тела. Контраст просто поражает.

Манорама с матерью (в центре кадра). В роли матери - Нанда.
Манорама с матерью (в центре кадра). В роли матери - Нанда.

Роль Девдхара в исполнении Риши Капура не столь сложная и глубокая. Но актёр сыграл её так тонко и проникновенно, насколько ему позволяло повествование. Умный, чуткий и меланхоличный вначале, под конец он тоже преображается, становясь горящим праведным гневом борцом за права угнетённых. Эта борьба как и вся массовая жёсткая кульминационная сцена пронизана изрядной долей пафоса и снята не в самых лучших традициях Болливуда прошлого века. Это самое слабое место кинокартины, которое по стилю ближе к масале, нежели к сказочному реализму самого Раджа. Девдхар здесь становится голосом совести нации, эдаким супер-героем сельского масштаба, что при его врождённых мягких чертах и телосложении слегка помятого но бесконечно милого "плюшевого медвежонка" выглядит несколько неправдоподобно.

Кадр из фильма
Кадр из фильма

В «Любовном недуге» много ярких интересно обрисованных и сыгранных второстепенных персонажей, служащих для раскрытия нескольких побочных идей автора. Очень мощный главный социальный посыл. Очень ярко и эмоционально окрашено показано как в начале 20-го века в индийской глубинке царят средневековые патриархальные нравы. Крестьяне всё ещё находятся в фактической феодальной зависимости от тхакуров-помещиков, так и в иллюзорном рабстве жестоких обычаев. Сама же знать живёт по принципу двойных стандартов.

Кулбхушан Кхарбанда в роли отца Манорамы и  Бинду в роли Чамия (на заднем фоне)
Кулбхушан Кхарбанда в роли отца Манорамы и Бинду в роли Чамия (на заднем фоне)

Женщина всё ещё не является самостоятельной личностью, но объектом мужского сластолюбия. Жёны должны беспрекословно повиноваться своим мужьям, а дочери – отцам. Они должны хранить честь семьи и неуклонно следовать традиции, при том, что фактически выступают безгласыми служанками старших мужчин в семье. Крестьяне не имеют права смотреть на тхакураин иначе, как на госпожу. В то время как сами тхакуры не гнушаются интимными отношениями со служанками и даже неприкасаемыми, используемыми и выбрасываемыми после, словно пустые бутылки из-под алкоголя. Насилие в таком обществе воспринимается не как преступление, а норма. И так сложно достучаться до сознания тех, кто считает двойную мораль привычным и самое ужасное правильным вариантом поведения.

Баде Раджа (Шамми Капур)
Баде Раджа (Шамми Капур)

Особенно показателен в плане двойных стандартов образ главы семьи - старшего тхакура - Баде Раджа (Шамми Капур) – дядюшки Манорамы. По своей натуре он человек добросердечный и справедливый, но скованный патриархальными нормами и понятиями мнимой чести. Своё противоборство с Девдхаром он воспринимает как необходимость и следование своему долгу, в то время как в душе сочувствует и племяннице, и сыну пандита. Но для него проиграть – значит покрыть всю семью позором. Но режиссёр показывает, что некоторые поражения на самом деле есть победа внутренняя – над самим собой. Вот только слишком мало кто способен на такое.

(с) Падмини (Анна Воронова)

Падмини Колхапуре приезжала на съёмки даже с высокой температурой

Кадр из фильма
Кадр из фильма