В марте 2020 года, ещё перед объявлением карантина, мне захотелось пойти работать в приемное отделение больницы М. медсестрой. Желание не возникло из воздуха, ведь там работал мой знакомый. Было интересно испытать себя в этом, так как работа в СИЗе ощущается совсем по-другому. Конечно, я решила узнать, каково это (в тот момент еще не было хайпа вокруг коронавируса и мало кто говорил о сложностях). После рассказа знакомого я испугалась. Во-первых, работать в СИЗе тяжело, жарко, в очках не так хорошо видно (быстро запотевают). Во-вторых, на тот момент у него уже появились симптомы ОРВИ, и он изолировался. Почему он заболел? А потому что костюмы неправильно помогали снимать, техника безопасности особо не соблюдалась. В-третьих, график и з/п. На тот момент смены ставили часто, а платили немного. Испугалась я не столько тяжести работы, а того факта, что он уже болел, хотя работал защищенным.
До апреля было принято решение не торопиться с выбором, успокоиться и ждать. Но во мне продолжалась внутренняя борьба между страхом и желанием получить опыт. Страх набирал обороты, и это также заслуга родителей. Узнав про мое желание работать в красной зоне, они настоятельно запретили мне туда устраиваться. Их можно понять. Единственный ребенок учится на последнем курсе меда, будет подвергаться риску заболеть короной вдалеке от дома и трудиться в непростых условиях, стараться совмещать это с учебой и подготовкой к ГОСу… Не стоит забывать и про постепенно нарастающее давление СМИ, неопределенность симптомов, течения заболевания, отсутствие этиотропной терапии и 100% правильной тактики лечения короны… Конечно, они были против. Даже после появления приказов о стимулирующих выплатах за работу в красной зоне родители продолжали настаивать на своем запрете. И да, их можно понять.
Наступает апрель 2020 года. С главных телеканалов страны вещают о неделе каникул для всех, в вузах продлевают дистанционку. И тут приходит предложение о работе в красной зоне от университета в качестве среднего мед.персонала с з/п около 30-35к на 0,5 ставки. У меня снова загорелись глаза. Вот оно, я ждала не зря. До утра следующего дня надо было отправить данные, а также можно было задать вопросы руководству, так как нам не дали никакой информации. Я заполнила форму и пыталась узнать, есть ли СИЗы, как будет проходить совмещение с учебой и тд. Ответов не было. В тот же вечером решила посоветоваться со своим одногруппником по этому поводу. «Какой опыт ты получишь, работая в таких условиях? А ты в курсе, что СИЗов не хватает? И молодые тоже заболевают, попадают в реанимацию. Эта з/п ничего не окупит, ведь СИЗов по городу не хватает, я это знаю точно»,-сказал он мне.
Что ж… Я снова начала сомневаться в правильности своего решения, было страшно принять неправильное решение и пожалеть об этом. Та ночь была одной из самых ужасных и волнительных, я постоянно прокручивала в голове все «за» и «против». Утром я передумала, попросила отозвать мою заявку(родителям про это я не рассказывала, думала поставить их перед фактом своей работы). И знаете что? Я смогла вздохнуть с облегчением.
Уже позже вышел приказ о стимулирующих выплатах, об очередном продлении дистанционки, о дополнительных баллах в ординатуру. Да, я сожалела о своем решении позже, начинала ненавидеть себя. Сказывалось ещё то, что дистанционку всё продлевали и продлевали. Банально не хотелось торчать дома на самоизоляции. Один на одни с учебой в окружении 4 стен и так больше месяца...
К началу мая снова появилась возможность устроиться в красную зону от университета. В тот момент внутри всё горело и хотелось делать хоть что-то. Страх родителей? Смирятся и переживут. Все будет нормально, не заражусь. А даже если подхвачу корону, то я молодая и без хронических болячек, переболею в легкой форме. Учеба? Знакомые совмещают с работой в красной зоне, чем я хуже? Не помню, как выполнять все сестринские манипуляции? Ничего, там всем еще раз показывают и сначала помогают; 2-3 дня работы и всё вспомню. Наконец-то я прошла все 5 стадий принятия: отрицание, гнев, торг, депрессия и принятие.
Окрыленная своей уверенностью, я подаю заявку, жду… и...НИЧЕГО. Всё, рабочие места разлетелись как горячие пирожки между другими медами, очереди у департамента здравоохранения с самого раннего утра, а тебе предлагают работу санитара… Время было упущено.
Я пробовала устроиться самостоятельно, но в отделе кадров говорили «сотрудники не требуются, у нас полный штат».Чтобы занять себя, пошла волонтером в больницу. СИЗы там не выдавали, а корону выявляли в отделении. После двух смен в отделении неврологии решила стать волонтером в статистике. «СИЗов нет, но и возможности заразиться нет»-думала я. Наивный ребенок. Свою учебную жизнь я разнообразила и воспрянула духом на время. Близился июнь и подготовка к экзаменам.
Большинство ребят были уволены в конце мая-начале июня, так как многих пациентов выписывали, количество госпитализаций стремительно падало, штат сотрудников сокращали, а больницы обратно перепрофилировали.
Обычная история неуверенной девушки, которая хотела устроиться на работу, но испугалась. Позже все осознала, но стало слишком поздно. Но не все так просто.
В момент разгара пандемии, объявления самоизоляции и массового призыва студентов в красную зону — те самые студенты испытывали невероятное давление со стороны СМИ, руководства университетов, окружающих людей. Какие же молодцы ребята, которые не испугались и пошли на передовую! И какие негодяи те, кто не пошел. Очень многие говорили о врачебном долге: «Не пошел в красную зону - не врач. Ты знал, какую профессию выбирал! Ты обязан рисковать, ведь это твой долг. Зачем ты вообще учишься в медицинском, если не идешь сейчас помогать?» Этим пестрили комментарии в соц.сетях,заголовки статей. Истории ребят из красной зоны заполняли инстаграм, официальные паблики универов. Да, ребята, которые искренне хотели помогать и сразу пошли туда, ни капли не сомневаясь, - молодцы! И я говорю это от всей души.
Но обилие этих геройств неимоверно давило на тех, кто испугался. К сожалению, все думают только о вдохновении и мотивации такими историями. Но это не всегда так. Ты начинаешь корить себя за то, что тогда не принял другое решение. Постепенно это превращается в ненависть к себе, так как ты не можешь устроиться на работу и быть таким же классным. Давление снаружи, неуверенность, ненависть и сожаление внутри… Прийти в духовное равновесие при таких эмоциях очень сложно.
И да. Не все пошли туда с желанием получить опыт. Не стоит забывать о з/п и больших стимулирующих выплатах (когда знакомый получает 120к за месяц работы средним мед.персоналом, то такое вскружит голову). И не стоит забывать о ребятах с хроническими заболеваниями и противопоказаниями к работе (проживание с лицами старше 65 лет и тд), ведь и они испытывали давление от происходящего.
Скука, усталость сидеть дома, возможность выходить из дома и ездить на метро, большая з/п (а потом и баллы в ординатуру) - это мотивация для очень многих студентов.
Становится обидно, тошно на душе, когда идеализируют врачебный долг и самоотдачу, забывая о «жирных» факторах мотивации.