Из разговора мамочек: "Моя старшая в два года мало говорила, но много понимала. А вот младшая... говорит много, да понимает мало..."
Люди, и маленькие и большие, бывают разные. Бывают обычные, а бывают молчуны - много думают, да мало говорят, или наоборот, болтуны - несут невесть что, рот не закрывается, устанешь слушать. Но какой бы ребёнок ни был у вас, развивать его надо разносторонне.
Развитие понимания речи – важнейшее направление речевого развития малыша раннего возраста (от 1 года до 3 лет). Огромное количество слов находится в пассивном словарном запасе: ребёнок уже познакомился с этими словами и понимает (точно или приблизительно) значения этих слов, но пока не использует в активной речи.
Словарь ребёнка можно сравнить с айсбергом: та часть, что видна над водой – это активный словарь (слова, которые ребенок активно использует в собственной речи), но большая часть находится под водой и не видна – это пассивный словарь (слова, которые ребёнок уже знает, понимает хотя бы приблизительно их значение, но пока не употребляет в собственной активной речи).
Для близких малыша главным показателем уровня развития речи малыша является именно активная речь – сколько слов использует ребёнок в речи, употребляет ли фразы. При этом родители, бабушки и дедушки обычно отмечают, что «ребёнок всё-всё понимает». То есть, можно предположить, что у ребёнка большой пассивный словарь, который ежедневно пополняется новыми словами.
Специалист (логопед или коррекционный педагог) в ходе обследования может уточнить содержание пассивного словаря: при помощи специально подобранных заданий можно довольно точно выяснить, какие слова ребёнок знает, а какие нет, значение каких слов усвоил точно, а значение каких слов уловил очень приблизительно.
Словарь слов ребёнка (активный и пассивный) – это основа всего развития человека. Ведь человек мыслит словами. Хотите, чтобы было чем мыслить – помогите ребёнку приобрести богатый словарный запас!
Всё вышесказанное – лишь предисловие к основной теме статьи: не смотря на то, что близким активный словарь малыша кажется важнее, необходимо специально работать над развитием понимания речи. Эта работа не менее важна, чем работа над активной речью.
Работа по над словарём слов имеет накопительный эффект. Даже если вы не видите быстрого результата, будьте уверены, что новые знания откладываются и копятся до поры до времени.
Зато как приятно вам будет однажды услышать от взрослого уважаемого вами человека: «Сегодня говорил с вашим сыном/вашей дочкой. А вы знаете, с вашим ребёнком интересно разговаривать». Действительно, умение поддержать беседу, задавать вопросы и отвечать на вопросы собеседника, богатый словарный запас – всё это будет выгодно отличать ребёнка среди сверстников. И очень поможет ему и во время обучения в школе и вузе, и вообще в жизни.
На занятиях с маленьким ребёнком надо подбирать темы, которые будут понятны малышу, жизненный опыт которого еще очень мал, и интересны ему. Новые слова также надо специально подбирать – они должны быть простые и понятные.
Что же это за слова? Это слова-предметы, слова-действия, слова-определения. Для запоминания детям предлагаются только те слова, которые обозначают знакомые предметы, действия, явления и состояния, с которыми они постоянно сталкиваются в повседневной жизни, что могут наблюдать, с чем могут действовать, что чувствуют. Не рекомендуется перегружать пассивный словарь маленького ребёнка словами с отвлеченным значением или обобщающими словами. Приводим словарь рекомендуемых для запоминания слов по темам.
Группы слов, предлагаемые для запоминания в первую очередь. Добавлять новые слова можно постепенно.
1. Предметный словарь
Игрушки: мячик, кубик, машинка, кукла, мишка, зайчик, шарик, юла, ведёрко, лопатка, карандаши, книжка и др.
Части тела, лицо: ноги, руки, живот, спина, палец, голова, шея, волосы, глаза, уши, рот, губы, зубы, нос, щеки, брови, лоб.
Одежда и обувь: шапка, шарф, варежки, куртка, пальто, платье, юбка, кофта, рубашка, брюки, колготки, трусы, майка, носки, тапочки, сапоги, ботинки, босоножки и др.
Предметы туалета: мыло, зубная щетка, зубная паста, губка, полотенце, расческа, носовой платочек и др.
Дом, квартира: дом, дверь, замок, ключ, лестница, лифт, окно, кухня, комната, ванная, лампа, пол, потолок, стена и др.
Мебель: стол, стул, диван, кровать, шкаф, полка, вешалка и др.
Предметы домашнего обихода: телевизор, телефон, часы, плита, холодильник, вилка, ложка, тарелка, чашка, одеяло, подушка, зеркало и др.
Продукты питания и блюда: хлеб, булка, сыр, колбаса, сосиски, молоко, масло, сметана, творожок, йогурт, печенье, сок, яичко; каша, суп, салат, бутерброд, чай, компот и др.
Овощи и фрукты: капуста, картошка, морковка, лук, огурец, помидор; апельсин, банан, яблоко, груша, слива и др.
Растения: дерево, кустик, трава, цветы, ягоды и др.
Названия животных и птиц, которых ребенок часто видит: собака, кошка, птичка, голубь, воробей, ворона, лошадка и др.
Отдельные названия предметов окружающей жизни: улица, дорога, светофор, машины, самолет, качели, горка, парк и др.
Отдельные названия явлений окружающей жизни: вода, земля, солнце, небо, дождь, снег, ночь, день и др.
2. Глагольный словарь
Собственные действия ребенка: идёт, сидит, стоит, бежит, прыгает, спит, ест, играет, рисует, строит, гуляет, катается, умывается, купается, одевается, раздевается, причёсывается, несёт, падает, кричит, говорит, подметает, вытирает и др.
Названия действий, которые совершают близкие ребенку люди: читает, пишет, рисует, убирает, моет, гладит, варит, жарит, подметает и др.
Другие действия: телефон звонит; машина едет, гудит; самолёт летит; листья падают и др.
3. Прилагательные, наречия
Названия некоторых ощущений и состояний: сладкий, соленый, кислый, мокрый; холодно, тепло, жарко, больно, вкусно.
Название некоторых понятий: большой, маленький; много, мало.
Конечно, работа по расширению словаря ребенка проводится разнообразно – в ходе разговоров и бесед по картинкам, чтения книг. Говоря с ребёнком, постарайтесь быть эмоциональны и заинтересованы – так вы сможете вовлечь ребенка в беседу. Если малышу будет по-настоящему интересно, результат занятий будет впечатляющим!
Статья написана по материалам книги «Помогите малышу заговорить», автор Елена Янушко
Спасибо, что читаете! Не забывайте подписываться и ставьте лайк - а я, Елена Янушко, буду вас радовать полезными и интересными статьями о развитии и обучении детей от 1 года до 7 лет.