10 ноября 1910 г., 110 лет назад, Лев Николаевич Толстой покинул свое имение в Ясной Поляне. Вернуться обратно ему уже было не суждено.
Рано утром, на рассвете, Лев Толстой вместе со своим врачом Душаном Маковицким уезжает, с собой берет только самые необходимые вещи, немного провизии и 50 рублей. Конкретного плана поездки у писателя не было.
Вот что думает по этому поводу литературный критик, автор бестселлера «Лев Толстой: бегство из рая» Павел Басинский: «Мы знаем о последних днях Толстого очень много – при нем находилось много людей, которые задокументировали каждый шаг, каждое слово писателя в своих воспоминаниях и дневниках. Но его уход в 82 года из дома до сих пор остается такой же загадкой, как строительство египетских пирамид».
Известно, что в последние годы жизни писателя отношения между Львом Николаевичем и Софьей Андреевной были напряженными. Она прощала ему многое – желание быть ближе к народу и носить крестьянскую одежду, открытие школы для дворовых детей, издание журнала «Ясная поляна» и даже вегетарианство. Не смогла она принять его решение отказаться от авторских прав на последние произведения, и из-за этого в семье все чаще разгорались конфликты.
Перед тем, как покинуть имение навсегда, Толстой оставил письмо супруге:
«Отъезд мой огорчит тебя. Сожалею об этом, но пойми и поверь, что я не мог поступить иначе. Положение мое в доме становится, стало невыносимым. Кроме всего другого, я не могу более жить в тех условиях роскоши, в которых жил, и делаю то, что обыкновенно делают старики моего возраста: уходят из мирской жизни, чтобы жить в уединении и тиши последние дни своей жизни».
Последнее путешествие граф начал со станции Щекино. Он побывал в Козельске, заехал в Шамордино, где встретился со своей сестрой, Марией Николаевной, которая была монахиней. Дальше решили ехать на юг, а точнее к племяннице – Елене Денисенко, в Новочеркасск. Там должны были справить загранпаспорта и отправиться в Болгарию или на Кавказ. Но по дороге уже пожилой писатель заболел, простуда перешла в воспаление легких, и Лев Толстой с сопровождающими вынужден был сделать остановку на станции Астапово.
Толстой скончался несколько дней спустя в доме смотрителя станции Ивана Озолина.
Вот что пишет в своей книге «От усадьбы к избе» Василий Львов-Рогачевский:
«После смерти Льва Николаевича была выполнена его последняя воля: у семьи его была выкуплена земля яснополянского родового имения и передана крестьянам, после его выкупа на средства, поступившие от продажи посмертных произведений Л. Н. Толстого, закреплен был отказ от литературной собственности, и все без исключения произведения его стали достоянием народным».
Еще больше книг о жизни и творчестве Льва Толстого можно прочитать на портале НЭБ.