Найти в Дзене
Индустриальный турист

Интересные места вокруг станции метро "Площадь Ленина". Рассказываю - почему стоит приехать в этот район

Оглавление

Площадь Ленина едва ли можно считать центром города: несмотря на то, что Выборгская сторона, фактически, является одной из старейших частей Петербурга, в наши дни она всё равно воспринимается как некий периферийный район центральной части Северной столицы, внешний облик которого почти полностью был сформирован в советское время, а потому среди туристов эта местность не пользуется большой популярностью. А зря!

Площадь Ленина интересна не только своим внешним обликом (хотя её архитектурный ансамбль, бесспорно, прекрасен), но и своей историей: у многих эта площадь ассоциируется с Лениным, прибывшим на Финляндский вокзал в знаменитом пломбированном вагоне, и выступивший перед рабочими Петрограда прямо у выхода с вокзала, на будущей Площади Ленина, стоя на башне броневика. Знаменитый образ!

Впрочем, нетрудно догадаться, что история этих мест начинается не с Ленина (хотя бы потому что на тот момент здесь уже существовал крупный железнодорожный вокзал, связывающий Россию и Финляндию). Сегодня я постараюсь рассказать вам о самых интересных моментах из истории Площади Ленина, а также познакомить вас с главными достопримечательностями самой площади и окружающего её района!

История площади: "Ленин на броневике" и Финляндский вокзал

Думаю, что у большинства людей образ площади Ленина ассоциируется с крупным свободным пространством перед Финляндским вокзалом с живописными фонтанами и памятником Ленину посередине. Однако, раньше площадь Ленина выглядела совсем иначе, и даже памятник Ленину находился в другом месте!

Изначально роль привокзальной площади играло небольшое пространство с западной стороны вокзала - связано это было с тем, что старое здание вокзала, построенное в 1870 году архитектором Купинским, было ориентировано не на юг (к Неве), как сейчас, а на запад, в сторону Финского переулка. Там же располагалась и привокзальная площадь - её следы вы можете обнаружить и в наши дни: сейчас на этом месте организована трамвайная остановка.

А вот на месте нынешней площади Ленина располагались типичные привокзальные постройки утилитарного назначения: склады, конторы и даже тупиковые железнодорожные пути. Очевидно, такое положение вещей можно назвать лишь одним словосочетанием - градостроительная ошибка. Вместо того, чтобы ориентировать вокзал к Неве, его повернули в сторону узеньких улочек и переулков, а выход к реке заслонили техническими постройками.

Ситуация изменилась в апреле 1917 года - именно тогда Владимир Ильич Ленин прибыл в Санкт-Петербург на Финляндский вокзал, и прямо с броневика выступил перед толпой рабочих. Позднее, после прихода к власти большевиков, эта площадь стала этаким "сакральным" местом (как и многие другие места в Петербурге, связанные с Владимиром Ильичом) - было решено провести её реконструкцию и установить на площади памятник Ленину. Существовали совершенно разнообразные проекты реконструкции площади (на месте современных фонтанов, разделяющих здание вокзала и набережную, планировалось строительство крупного дома советов, так что застройка набережной должна была стать сплошной), но ни один из них в итоге не был воплощен - в стране на тот момент (1920-е годы) просто не было денег на реализацию столь крупных проектов. В итоге памятник Ленину установили прямо у выхода из вокзала - напротив современного входа на станцию метро "Площадь Ленина".

К слову, памятник получил своё народное название не просто так, ведь он действительно изображает вождя мирового пролетариата, стоящего на башне броневика, заменяющей ему постамент - интересная художественная находка!

С этим памятником связана одна любопытная история, случившаяся уже в современной России. Дело в том, что 1 апреля 2009 года (дата, по всей видимости, была выбрана злоумышленниками не случайно) неустановленные лица атаковали памятник с помощью взрывчатки: итогом этого стала разлетевшаяся по всей стране фотография памятника Ленина с зияющей дырой в, скажем так, нижней части плаща. Слава богу, в момент взрыва на площади не было людей, так что от этой, мягко говоря, неприятной выходки никто не пострадал. Ну а Ленина спустя некоторое время восстановили, и сейчас он снова стоит целый и невредимый.

-4

Но вернёмся к более ранней истории памятника. На своём нынешнем месте монумент оказался сразу после Великой Отечественной войны - тогда же организовали и площадь Ленина в её современном виде. А вот Финляндский вокзал перестроили гораздо позже, лишь в 1960 году. Впрочем, проекты реконструкции вокзала появились сразу после войны, и по первоначальным планам вокзал планировалось возвести в стиле сталинского ампира (любопытно, что проект Финляндского вокзала сильно напоминал Речной вокзал в Москве).

Первоначальный проект Финляндского вокзала в стиле сталинского ампира. Фото взято с сайта citywalls.ru
Первоначальный проект Финляндского вокзала в стиле сталинского ампира. Фото взято с сайта citywalls.ru

Но построить здание вокзала во времена правления Сталина не успели, а после прихода Хрущёва советская архитектура сделала резкий вираж в сторону функционализма, так что и здание стало гораздо более аскетичным и скромным. Впрочем, его общие очертания остались прежними, да и внешний вид вокзала не разочаровывает - итоговое здание получилось очень красивым и лаконичным!

Здание Финляндского вокзала. Общие очертания здания остались такими же, как и в изначальном проекте, изменились пропорции (центральная башня стала значительно меньше) и исчезли классические черты, присущие сталинскому ампиру
Здание Финляндского вокзала. Общие очертания здания остались такими же, как и в изначальном проекте, изменились пропорции (центральная башня стала значительно меньше) и исчезли классические черты, присущие сталинскому ампиру

Особенно интересны барельефные чугунные вставки на революционную тематику, расположенные над панорамными окнами вокзала во всю его длину. Для примера приведу несколько барельефов в карусели фотографий ниже.

Ну а в качестве напоминания о том, как Финляндский вокзал выглядел изначально, на западной стене современного здания был воспроизведен фрагмент исторического вокзала.

-8

Теперь я хочу рассказать вам о самых интересных местах, расположенных вокруг площади Ленина - все представленные мною достопримечательности находится в шаговой доступности от самой площади, так что при желании вы сможете посмотреть на каждую из них за одну прогулку.

Предлагаю начать с построек, формирующих архитектурный ансамбль самой Площади Ленина.

Выборгский универмаг

Первой постройкой, возведённой на Площади Ленина в советское время, стал Выборгский универмаг - его строили с 1935 по 1940 год. Это мрачное, но при этом монументальное здание можно назвать настоящим символом архитектуры ленинградского неоклассицизма довоенного периода: массивное, лишённое богатого декора (сказалось влияние ещё не до конца забытого конструктивизма), а главное - отсылающее нас к дореволюционному неоклассицизму 1910-х годов.

Внешний вид Площади Ленина сильно испорчен огромным количеством проводов: на этой фотографии отлично видно - насколько их много над дорогой (причём как минимум половина из них протянута между зданиями и к общественному транспорту они отношения не имеют)
Внешний вид Площади Ленина сильно испорчен огромным количеством проводов: на этой фотографии отлично видно - насколько их много над дорогой (причём как минимум половина из них протянута между зданиями и к общественному транспорту они отношения не имеют)

Не многие знают, что при проектировании Выборгского универмага архитектор Рубанчик черпал вдохновение в творении немецкого зодчего Петера Беренса - дома Германского посольства на Исаакиевской площади (здание напротив гостиницы "Астория"). На самом деле, этой работой Беренса вдохновлялись многие зодчие того времени, и в этом нет ничего удивительного - архитектуре не чужда преемственность поколений!

Историческая фотография Германского посольства, сделанная К. Буллой в 1913 году. Фото взято с сайта citywalls.ru
Историческая фотография Германского посольства, сделанная К. Буллой в 1913 году. Фото взято с сайта citywalls.ru

Ну и не могу не заметить, что Выборгский универмаг сильно напоминает некоторые другие универмаги Петербурга: вспомните хотя бы Фрунзенский на пересечении Московского проспекта и Обводного канала - сходство на лицо!

В наши дни в здании бывшего универмага располагается бизнес-центр, и ничего особо интересного внутри него вы не найдёте. Но это и не важно - в первую очередь мы любуемся внешним видом этого прекрасного сооружения, положившего начало формирования всего ансамбля площади Ленина!

Михайловская военно-артиллерийская академия

С другой стороны улицы Комсомола располагается целый комплекс построек Михайловской военно-артиллерийской академии - одного из старейших учебных заведений России с военным профилем. Комплекс зданий академии существует на своём месте аж с 1856 года, но свой современный вид он обрёл лишь после Великой Отечественной войны (собственно, нынешний облик площади во многом был сформирован именно в 1950-х годах).

На этой фотографии отлична видна разница между фасадами, выходящими на площадь Ленина и на улицу Комсомола. Удивительный контраст!
На этой фотографии отлична видна разница между фасадами, выходящими на площадь Ленина и на улицу Комсомола. Удивительный контраст!

Администрация Калининского района

Ранее я уже говорил, что изначально Дом Советов Калининского района должен был занимать практически всю современную Площадь Ленина (то место, где сейчас устроены фонтаны и установлен памятник Ленину). Таким образом, вместо просторной площади, отделяющий Финляндский вокзал от набережной Невы, в 1930-х годах планировали возвести целый комплекс административных зданий, которые бы стояли по красной линии Арсенальной набережной.

-12

Но на реализацию такого проекта не хватило средств (и эта нехватка не была связана с войной - проект отменили ещё до неё). А вот во время послевоенного восстановления Ленинграда, за Площадь Ленина взялись с новой силой - архитекторы старались сформировать классический и помпезный облик площади, в центре которой располагался памятник вождю мирового пролетариата, так что к довоенным идеям застройки самой площади более не обращались, а Дом Советов построили сбоку от площади, на набережной.

Вид на здание исполкома Калининского района с другой стороны Невы
Вид на здание исполкома Калининского района с другой стороны Невы

Авторами нового исполкома (как видите, к тому времени выражения вроде "дом советов" уже начали выходить из обихода) стал главный архитектор Ленинграда Николай Баранов, а также его жена Надежда Агеева и ещё один зодчий, Г.И. Иванов. В итогом варианте здание исполкома получилось отличным: в нём нет излишней монументальности и помпезности, оно выглядит достаточно скромно, но при этом очень презентабельно и красиво. Прекрасная работа, украшающая Площадь Ленина!

"Дом полярника"

Ну а завершают неоклассический ансамбль площади Ленина два жилых дома, облик которых отчётливо перекликается с расположенным напротив него зданием Михайловской академии.

"Дом полярника" внешне почти полностью идентичен соседнему угловому дому, построенному тем же архитектором - Яковом Лукиным, так что внешне они выглядят практически как одно целое здание
"Дом полярника" внешне почти полностью идентичен соседнему угловому дому, построенному тем же архитектором - Яковом Лукиным, так что внешне они выглядят практически как одно целое здание

Один из домов (дальний от вокзала) получил в народе прозвище "дом полярников" из-за того, что изначально квартиры в нём давали выдающимся полярным исследователям. Пожалуй, самым известным из них является Герой Советского Союза Михаил Сомов - выдающийся учёный океанолог, руководитель первой Советской Антарктической экспедиции 1955 года.

Жилой дом служащих Финляндской железной дороги

Интересные места есть и в другой, исторической части Площади Ленина (основной привокзальной площади в дореволюционные времена). Но, пожалуй, самой яркой из них можно назвать жилой дом служащих Финляндской железной дороги, расположенный в торце Площади Ленина.

-15

Несмотря на то, что этот дом, фактически, строился для обычных работников железной дороги (некое подобие жилмассива советских времён), его создатели, зодчие Миритц и Герасимов, постарались сделать его максимально интересным с точки зрения архитектуры. Жилой дом на Боткинской улице - прекрасный образец северного модерна Петербурга, сочетающий в себе скандинавские мотивы и некоторые романские черты (например, выразительные башенки, обрамляющие остроконечные щипцы здания).

-16

А в советское время этот дом стал ещё красивее: на глухую брандмауэрную стену, обращённую в сторону вестибюля станции метро "Площадь Ленина", было помещено панно "Человек и космос" (в некоторых источниках его называют "Человек и звёзды"), автором которого стала художница Валентина Анопова.

-17

В верхней части здания расположен космонавт, покоряющий космическое пространство. Его полёт к звездам изображён символично, что делает рисунок ещё более интересным. А вот в нижней части здания находится вторая часть панно, на которой представлены все знаки зодиака - эту часть композиции изучать особенно интересно, ведь знаки зодиака здесь смешаны между собой, так что их нужно выискивать взглядом из общего гармоничного облика панно!

-18

Финский переулок

Есть в районе площади Ленина и свой "Арбат" - пешеходная улочка, которая должна была стать местом притяжения жителей города и туристов (а туристы в этом районе бывают часто - все, кто приезжают в Петербург с севера, на Финляндский вокзал), но в итоге стала одной большой парковкой.

В таком виде Финский переулок едва ли может претендовать на звание полноценной пешеходной улицы
В таком виде Финский переулок едва ли может претендовать на звание полноценной пешеходной улицы

Из-за такой плотной парковки машин в два ряда гулять по этой улице, мягко говоря, не очень приятно. Вот так хорошие идеи (создать пешеходную улицу близ крупного вокзала) разбиваются о неграмотную реализацию. Увы!

Хотя в Финском переулке расположено несколько очень любопытных с точки зрения архитектуры зданий. Пожалуй, самое симпатичное из них - доходный дом Опочининой (изображён на фото), построенный архитектором Шиллингом в 1875 году
Хотя в Финском переулке расположено несколько очень любопытных с точки зрения архитектуры зданий. Пожалуй, самое симпатичное из них - доходный дом Опочининой (изображён на фото), построенный архитектором Шиллингом в 1875 году

Тюрьма "Кресты"

Ну и не мог я не упомянуть, наверное, самую известную достопримечательность этого района (помимо самого Финляндского вокзала) - некогда главную тюрьму Санкт-Петербурга, получившую в народе прозвище "Кресты". Но не стоит удивляться такому названию, его суть становится понятна, если взглянуть на корпуса тюрьмы с высоты птичьего полёта: два главных корпуса тюрьмы выполнены в форме крестов - в своё время это обуславливалось удобством надзора за заключёнными (с одной точки просматриваются все четыре направления корпуса).

Вид на "Кресты" с другой стороны Невы. Отсюда наблюдать за тюремным корпусом гораздо удобнее, но и вблизи на него тоже можно посмотреть (впрочем, с улицы Комсомола вашему взору предстанет, по большей мере, лишь тюремный забор)
Вид на "Кресты" с другой стороны Невы. Отсюда наблюдать за тюремным корпусом гораздо удобнее, но и вблизи на него тоже можно посмотреть (впрочем, с улицы Комсомола вашему взору предстанет, по большей мере, лишь тюремный забор)

"Кресты" считались образцовой тюрьмой в дореволюционной России: по её образу и подобию возводили тюрьмы в других регионах империи. В советское время тюрьма стала использоваться ещё активнее: долгие годы её использовали как главное место содержания политзаключенных Ленинграда.

Впрочем, в наши дни старинное здание больше не используется по назначению: СИЗО перенесли из Петербурга в Колпино, а исторические постройки в данный момент практически не используются (во всяком случае, по прямому назначению). Возможно в будущем из "Крестов" сделают музей или приспособят их под какие-либо современные нужды (какое-то время назад были распространены слухи, что из "Крестов" собираются сделать оригинальную гостиницу с антуражем тюрьмы).

На этом я заканчиваю свой рассказ, посвящённый Площади Ленина. Очень надеюсь, что сегодня вы узнали что-то новое об этом, без сомнения, очень интересном и красивом районе Санкт-Петербурга!

Если вам понравилась эта статья, ставьте лайки и пишите комментарии - я всегда рад новым отзывам! Спасибо за внимание!