В данной статье мы рассмотрим частый случай из практики, когда клиент обращается за доработкой сайта, но не знает как толком объяснить, что конкретно он хочет доработать.
Начнём с того, что любая доработка разделяется на внешнюю, то есть в лицевой части сайта, которую видят обычные пользователи и на внутреннюю, то есть ту, которая не видна обычным пользователям и отвечает по большей части за механику работы сайта или каких-либо внутренних алгоритмов, например выгрузка в "Яндекс Маркет" прайс листа с товарами. Рассмотрим каждый из случаев индивидуально.
Доработка внешней части сайта.
При обращении, зачастую наши клиенты обозначают задачу следующим образом, мы хотим вот здесь (указывают точку на сайте) поменять вид и добавить ссылку на акцию. Вроде бы всё просто, но если углубиться, то становится понятно, что блок, на который они указывают это слайдер, который выводится статично из вёрстки сайта и не имеет возможности изменения из административной части сайта (из админки). А под словами изменить вид они имеют ввиду просто заменить одну картинку на другую, конечно, если человек далёк от разработки сайта, ему не обязательно знать такие вещи, что там вёрстка, что там картинка и тд. Но можно сказать более развёрнуто, измените этот блок таким образом, чтобы наша картинка была на этом месте и если есть возможность, покажите нам, как её поменять в будущем. таким образом будет более понятно, что делать.
Теперь рассмотрим вторую часть задачи, "добавить ссылку на акцию". Во-первых что за акция, во-вторых есть ли уже существующая ссылка, которую нужно будет вставить в слайдер, в третьих будет ли эта ссылка постоянной или она будет меняться. Может сложиться так, что в итоговом варианте заказчику нужно, автоматически генерировать ссылку на акцию, которую они загружают из прайс листа, каждый месяц. Таким образом, из копеечной задачи по изменению картинки и вставки ссылки, задача становится гораздо более глобальной, с написанием алгоритма изменения слайдера из админки сайта и написанием алгоритма для генерация ссылки в начале каждого месяца на акционные товары.
Конечно, этот случай очень частный, программист задаст необходимые вопросы, в итоге выяснит, что заказчик имел ввиду и реализует данный алгоритм, однако, программист не всегда способен выяснить абсолютно всё и после реализации вышеприведённого примера, заказчик может сказать, а я думал, что картинка будет на всю ширину экрана, из контекста задачи это было не очевидно, а программист разумеется не телепат.
Чтобы подобные ситуации не повторились следует воспользоваться следующим чек-листом для составления технического задания:
- Укажите блок/и, которые подлежат доработке,
- Должен ли измениться вид блока на каком-либо из разрешений экрана,
- Должны ли измениться эффекты появления/прокрутки/наведения/клика данного блока,
- Должны ли измениться стили блока цвета/шрифты/размеры кнопок или других содержащихся в нём элементов,
- Необходимо ли редактировать данный блок из административной части сайта,
- Изменится ли взаимодействие блока с другими блоками на сайте, при его изменении,
- Будет ли блок статичным, либо с течением времени он должен автоматически изменяться
Данный чек-лист так же актуален для нового блока, которого ещё нет сайте или для страницы целиком, но если доработка касается целой страницы, нужно описать по чек-листу каждый блок новой страницы.
Доработка внутренней части сайта.
С внутренней частью сайта всё немного сложнее, так как разнородность задач, очень большая, но общие черты всё же есть, не станем сильно растягивать и сразу рассмотрим чек-лист по внутренней доработке:
- Необходимо ли хранение данных по задаче в базе данных,
- Необходимо ли получение данных из внешних источников,
- Нужна ли автоматизация по задаче или выполнение по расписанию,
- Есть ли у задачи параметры, которые необходимо будет менять через административную часть сайта,
- Будет ли у задачи несколько пользователей, с разными правами на изменение её параметров, должна ли задача вести какую-либо статистику успешности выполнения,
- Требования к скорости выполнения задачи.
Конечно, данный чек-лист нельзя назвать абсолютно универсальным, но если при составлении технического задания вы будет придерживаться данным пунктам, реализация вашего задания будет значительно проще и быстрее, а может и дешевле. С уважением, интернет-агентство "Один-Клик26.рф".