Найти тему
Обдумывающим житьё!

Образ либерала-диссидента в русской литературе.

Из интернета. Автор неизвестен.
Из интернета. Автор неизвестен.

"Он, например, чрезвычайно любил свое положение «гонимого» и, так сказать, «ссыльного». В этих обоих словечках есть своего рода классический блеск, соблазнивший его раз навсегда, и, возвышая его потом постепенно в собственном мнении, в продолжение столь многих лет, довел его наконец до некоторого весьма высокого и приятного для самолюбия пьедестала. .... Я только теперь, на днях, узнал, к величайшему моему удивлению, но зато уже в совершенной достоверности, что Степан Трофимович проживал между нами, в нашей губернии, не только не в ссылке, как принято было у нас думать, но даже и под присмотром никогда не находился. Какова же после этого сила собственного воображения! Он искренно сам верил всю свою жизнь, что в некоторых сферах его постоянно опасаются, что шаги его беспрерывно известны и сочтены и что каждый из трех сменившихся у нас в последние двадцать лет губернаторов, въезжая править губернией, уже привозил с собою некоторую особую и хлопотливую о нем мысль, внушенную ему свыше и прежде всего, при сдаче губернии. Уверь кто-нибудь тогда честнейшего Степана Трофимовича неопровержимыми доказательствами, что ему вовсе нечего опасаться, и он бы непременно обиделся. А между тем это был ведь человек умнейший и даровитейший, человек, так сказать, даже науки, хотя, впрочем, в науке... ну, одним словом, в науке он сделал не так много и, кажется, совсем ничего. Но ведь с людьми науки у нас на Руси это сплошь да рядом случается". О ком бы вы думали эти строки? Когда и кем написаны? Многие, конечно знают, но найдутся те, кто будет удивлен.

Это первая страница романа Ф. М. Достоевского "Бесы". В котором он описал не только "профессиональных" революционеров, но и "диссидентов". Согласитесь, описание подходит под многих наших бывших и настоящих диссидентствующих интеллигентов.

Продолжение характеристики героя.

"Как нарочно, в то же самое время в Москве схвачена была и поэма Степана Трофимовича, написанная им еще лет шесть до сего, в Берлине, в самой первой его молодости, и ходившая по рукам, в списках, между двумя любителями и у одного студента. Эта поэма лежит теперь и у меня в столе; я получил ее, не далее как прошлого года, в собственноручном, весьма недавнем списке, от самого Степана Трофимовича, с его надписью и в великолепном красном сафьянном переплете .... ..Ну, вот эту-то поэму и нашли тогда опасною. Я в прошлом году предлагал Степану Трофимовичу ее напечатать, за совершенною ее, в наше время, невинностью, но он отклонил предложение с видимым неудовольствием. Мнение о совершенной невинности ему не понравилось, и я даже приписываю тому некоторую холодность его со мной, продолжавшуюся целых два месяца. И что же? Вдруг, и почти тогда же, как я предлагал напечатать здесь, — печатают нашу поэму там, то есть за границей, в одном из революционных сборников, и совершенно без ведома Степана Трофимовича. Он был сначала испуган, бросился к губернатору и написал благороднейшее оправдательное письмо в Петербург, читал мне его два раза, но не отправил, не зная, кому адресовать. Одним словом, волновался целый месяц; но я убежден, что в таинственных изгибах своего сердца был польщен необыкновенно. Он чуть не спал с экземпляром доставленного ему сборника, а днем прятал его под тюфяк и даже не пускал женщину перестилать постель, и хоть ждал каждый день откуда-то какой-то телеграммы, но смотрел свысока. Телеграммы никакой не пришло. Тогда же он и со мной примирился, что и свидетельствует о чрезвычайной доброте его тихого и незлопамятного сердца".

Достоевский Ф.М. Читайте!
Достоевский Ф.М. Читайте!

Велика русская классическая литература. Нам бы желания хватало читать и ума выводы делать. Согласитесь, это описание просто зеркало для диссидента позднего СССР и современной России. И ведь эти люди тех же "Бесов" постоянно цитировали, прекрасно рассмотрели образы революционеров, а вот себя там не заметили. А чем не те же "бесы" нынешняя внесистемная оппозиция? Да они и на большевиков похожи - те же лозунги, сейчас тэги "кровавый режим", "немытая Россия", "чем хуже, тем лучше", "народишко - рабы", "запад - эталон", да и заказчики в принципе те же. Народ наш тоже не особо поменялся за 150 лет. Всё ждут, чуда, что кто-то придет и поведет твердой рукой в светлое будущее. Пусть власть меняется, а мы все хорошие, нам меняться не надо. Смотришь на местные выборы - чем тебе не "История одного города"? Парадокс. С одной стороны столько событий, столько изменений, а вдумаешься - ничего не поменялось. Ни в народе ни у власти. Читаешь заметки Вас. Ив. Немировича-Данченко о его путешествии в конце 19 века по Северу России, Беломорью, Карелии, он там описывает проблему. Рыбаки российские выловленного лосося норвежцам продают, потому, что у себя невыгодно. Вывод автора печален, из-за нашей бюрократии, глупости, неверия в своих, мздоимства, самодурства властей свои рыбаки беднеют, иностранные богатеют, а в Петербурге продается по большей части дорогая норвежская рыба, в том числе тот лосось. Прошло 140 лет, нет уже 100 лет царских чиновников, и советских 30 лет нет , а что изменилось? Пока ничего. Ждем-с?!

                            Вас. И. Немирович-Данченко.
Вас. И. Немирович-Данченко.