Вопрос от мамы: «Любимая игра моего сына — катать машинки, постоянно врезать их друг в друга, переворачивать их в воздухе после удара, при этом сопровождая всё звуками взрывов… И к пистолетам какая-то любовь возникла особая. Это нормально?»
На вопрос твечает Анна Федосова — детский психолог и Монтессори-педагог АМИ, эксперт курса «Развитие и воспитание ребёнка с 1 до 3 лет».
Проигрывание сцен аварии — хороший способ прожить и справиться с эмоциональной ситуацией или, наоборот, наделить игру большим эмоциональным накалом.
Тут тревога скорее в другом: откуда ребёнок взял эту идею?
- Если придумал сам — то и пусть.
- Если увидел аварию на улице — что ж, хорошо, что он может проиграть полученные впечатления в игре.
- А вот если источником идеи об авариях стал телевизор, то это как раз и есть вопрос, о котором стоит беспокоиться. Как это работающий телевизор оказался в зоне обозрения ребёнка да ещё и со сценами автокатастроф? И как сделать, чтобы подобное не происходило впредь?
Это имеет отношение и к пистолетам. Если ребёнок уже видел перестрелки, то они могут помочь прожить этот опыт. Если же нет — то назначение их неясно.
Ведь игра — это способ ребёнка символически приобщиться к миру взрослых, когда он в силу возраста и возможностей не может включиться в реальную работу.
Ребёнок хочет подражать взрослому. Он может по-настоящему мыть посуду, как взрослый, или вытирать пол. Но он не может писать, как взрослый, и потому рисует каракули и понарошку пишет. Не может быть доктором и копирует несколько внешних атрибутов, представляя себя им. Хочет быть водителем — катает машинки и мнит себя организатором дорожного движения.
В 50-60 годах в СССР дети, играя в войну, устанавливали связь с отцами. Зачастую, если отец погиб, эта игра была почти единственным способом приобщиться к нему. Для современных детей (если только вы не даёте им видеть содержание телепередач или мультфильмов) игра с оружием не копирует символически реальные действия значимых взрослых и не возникает сама по себе. Она спровоцирована окружением, взрослыми. И тут плоха не столько сама игра, сколько её навязанность ребёнку.
Подписывайтесь на наш канал, чтобы не пропустить новые статьи экспертов о развитии и воспитании детей!
Ещё статьи:
Вредно ли малышу до 3 лёт смотреть телевизор?
Игрушки до 3 лет: как отобрать только полезные и научить ребёнка играть с ними самому