Найти тему

Частые вопросы молодому учителю. Часть 2.

Оглавление

Добрый вечер, дорогие друзья! В прошлый раз я ответил лишь на малую часть задаваемых вопросов, поэтому сегодня продолжаем. Присаживайтесь поудобнее, наливайте чаек, доставайте печеньки и в путь! Приятного вам чтения.

И да, не забываем ставить лайки, оставлять комментарии и подписываться на "Будни молодого учителя". Вам ничего не стоит, а я лишний раз улыбнусь :)

Болтаем дальше.
Болтаем дальше.

Ты преподаешь, как сумасшедшая маразматичная бабка? Только твоя точка зрения на произведение правильная?

Нет, я принимаю абсолютно любую точку зрения. Загвоздка вот в чем: зачастую люди путают такие вещи как личное мнение и эпатаж. Обычно ученики идут в контры не потому, что ищут для себя истины, но потому, что хотят показаться крутыми, не такими, как все, бунтарями и нигилистами. Таких учащихся легко раскусить. Достаточно спросить, почему отвечающий так считает. Если он начнет заикаться и блеять – уже все понятно, он просто захотел повыеживаться. Но! Если ученик ясно и здраво доносит свою позицию, аргументирует ее должным образом цитатами из текста и приводит, допустим, примеры из личной жизни – то в таком случае (и только в таком) я смогу его по достоинству оценить. Тем более мы литературу изучаем, а это как бы научный предмет (что бы кто ни говорил) – поэтому любое мнение должно подтверждаться и подкрепляться словами самого автора, иначе выдвигаемые тезисы болтаются на ветру и ничего не стоят.

С глазу на глаз.
С глазу на глаз.

Как думаешь, детям нравятся твои уроки?

Не могу в полной мере ответить на этот вопрос. Тут дело не в том, что нравится или не нравится, а в том – усвоили дети материал или нет. Выполнена ли педагогическая задача. Есть ли, короче говоря, определенный результат (хороший, имеется ввиду). А чтобы они его усвоили, этот материал, иногда надо быть очень жестким и тоталитарным. А когда ты бываешь очень жестким и тоталитарным, дети начинают дуться и обижаться (выходить из кабинета, например, агрессивно хлопнув дверью). Не понимают, глупенькие, что тем самым ты хочешь им только блага. Хотя в их возрасте я тоже этого не понимал. Одна ученица, думая, что я ее не слышу, сказала злобно, что я задолбал (только чуть-чуть в грубой форме). Но некоторые дети подходили ко мне со словами, что им доставляет удовольствие находиться на моих уроках литературы.

...На русском я всегда тоталитарный и жесткий, потому что русский – это математика. Там расслабляться нельзя.

Много приходится говорить? Срывал когда-нибудь голос?

Первое время было тяжело. Когда я вел первый полноценный урок (а не так, как было на практике), я думал: "Почему меня пугали знакомые учителя по поводу голоса? Мол, береги его, пей водичку, не распыляйся, будь бесстрастным, если сорвешь – туго придется. Это же так легко! Громко разговаривать, чтобы весь кабинет тебя слышал (и соседние тоже). Но с каждым новым уроком я понимал, как же сильно заблуждался. В итоге, как вы понимаете, спустя три рабочих дня я полностью осип и охрип. Неприятное ощущение. Потому что мой голос – одновременно и мое оружие, и мой хлеб. И я всего этого на некоторое время лишился. Ощущение, как будто потерял руку или ногу.

...А говорить приходится много. Специфика нашей работы такова, что ты не имеешь права отвечать на поставленный тобой же вопрос. Если ученик не может на него ответить, ты задаешь наводящие до тех пор, пока кто-нибудь из детей плюс-минус не даст верный ответ. Получается такая схема: 80 процентов говорит учитель, 20 – учащийся. И так 5 раз в неделю. Когда приезжаешь домой с работы, хочется просто помолчать и побыть в тишине. Иной раз так много говоришь на уроке, что собственный голос начинает казаться неестественным и чужим. Но, по крайней мере, сейчас я его хотя бы не ломаю и не срываю. И вот еще что: говорить страстно можно и не калеча голоса :)

Друзья, сейчас самое время, если вы еще этого не сделали, подписаться на канал, поставить лайк и оставить комментарий. Буду очень рад, котики! А мы продолжаем.
Не устали еще? Идем вперед.
Не устали еще? Идем вперед.

Как ты вообще решил стать учителем русского и литературы? Ты вообще нормальный?

Не знаю, нормальный я или нет, но получилось вот как.

Шел 10-ый класс. Нужно было срочно определяться, куда поступать. Было понятно одно: это обязательно должно быть высшее образовательное учреждение. Никак не колледж. Я лежал одной бессонной ночью и думал, к чему у меня все-таки лежит душа. Пришел к выводу, что я умею делать более-менее хорошо две вещи: читать книги и красиво приседать на уши. И мне это доставляет определенное удовольствие. Поэтому мною было принято решение поступить на фил.фак. Подал документы на два направления: педагогика и журналистика. На последнюю не прошел. Но двери пед.вуза были открыты передо мной чуть ли не настежь. Честно скажу, первые 3 года обучения я использовал тупо как отсрочку от армии. Даже книг толком не читал. Пары прогуливал. Разве что писал стихи в огромных количествах (естественно, плохого качества). Но потом в моей жизни появился что называется "настоящий" преподаватель, который открыл мне на многие вещи глаза. Потом была первая практика в школе, потом вторая... И я действительно полюбил литературу (еще в большей степени). И детей полюбил. И стихи стал лучше писать.

То же самое было после того, как я закончил университет. У меня на руках диплом пед.образования, куда я могу пойти, никому неизвестный и нищий, кроме как не в школу? Так и заработал механизм. Не жалуюсь.

Под конец.
Под конец.

И последний вопрос: как у тебя складываются отношения с коллегами?

Да особо никак. Редко с ними пересекаюсь. Вот, кстати, вам и еще один плюс этой работы: можно вообще не видеть взрослых – нудных и скучных. О чем думает взрослый? Деньги, налоги, семья, работа, бумажки. О чем думает ребенок? Первая влюбленность, искренняя дружба, прогулка после школы на улице. 90% рабочего времени ты контактируешь непосредственно с детьми. С ними действительно не приходится скучать... Но, как мне показалось, конечно, я могу ошибаться, другие педагоги положительно относятся ко мне. Некоторые, которые так или иначе присутствовали на моих уроках, говорили, что я очень интересно веду литературу.

Ну что, дорогие друзья, наша статья подошла к концу. Надеюсь, вам зашел данный формат. С вами были "Будни молодого учителя". До скорого, котятки :3