Найти в Дзене

...даже самая интересная история не заставит меня поверить в призраков. Призраки и Время в романе "Том и полночный сад"

Ну-ка признавайтесь, "Том и полночный сад" Филиппы Пирс читали? Как так - нет? Ведь это мировая классика! Ладно, в двух словах: это и история о привидениях в лучших традициях доброй старой Англии. И карантинная история - да-да, всё это уже было! И, возможно, именно такой роман стоит прочесть сейчас - там очень много общего с нашей теперешней жизнью. Спираль истории совершила очередной виток, и вновь Время становится главным, хотя и невидимым героем романов.

Ах да. Ведь вообще-то главный герой - мальчик Том. Однажды заболевает корью его младший брат Питер, в доме устанавливают... правильно, карантин! - и бедного Тома отправляют к дяде с тётей, в скучную квартиру двух взрослых, где однажды ночью старинные часы бьют тринадцать раз.

Вот как пишет об этой книге Фредерик Безьян:

Должен признаться, обожаю перечитывать книжки. Тридцать лет подряд я без конца перечитываю роман «Том и полночной сад». И вот я в доме Филиппы Пирс. Хочется ущипнуть себя — убедиться, что не сплю. Продолжая разговаривать, мы встаём из-за стола, и я замечаю на стене барометр — один из тех старых барометров, часто встречающихся в домах представителей средних классов начала ХХ века, — в деревянном футляре с вычурной резьбой. Английский у меня на школьном уровне, поэтому я только и могу сказать: «Но… я его узнал… барометр!»
— У вас хорошая память, — улыбается Филиппа Пирс.
Мне приятны её слова, хотя моя память вряд ли заслуживает высокой оценки. Просто с одиннадцати лет я каждый год непременно перечитываю эту книгу. Каждая подробность знакома мне, как свои пять пальцев.
Память сохраняет всё. И хорошее, и плохое. Вслед за Марселем Прустом и Вирджинией Вульф скажу: нельзя отрицать, что воспоминания питают творчество, а текст — это зашифрованное воплощение опыта. У каждого из нас свой опыт и свой способ его переработки. Для Филиппы Пирс — это детство, и на личном, и на универсальном уровне. Поэтому книга так долго не отпускает.
Главные герои её книг — дети и привидения. Без сомнения, это так типично для английской литературной традиции. Но тот призрак, с которым Филиппе Пирс приходилось сталкиваться снова и снова — это её отец, «выживший» в Первую мировую войну (может быть, он вернулся домой с контузией).
«У моей матери было три брата, — писала мне Филиппа Пирс, — двое из них воевали на той же войне. Один лишился зрения, второй погиб. Я люблю хорошие истории о привидениях, но даже самая интересная история не заставит меня поверить в призраков».
Хотя в саду Тома и Хетти призраки — это воспоминания, а не сны (что иногда одно и то же), но там не обходится без маленьких недоразумений. «Ты умерла! Ты стала привидением!» — говорит Том, а Хетти отвечает: «Нет, это ты привидение! Ты умер!»
Мы все призраки, пока кто-то нас помнит.
Где наши корни? Филиппа Пирс принадлежит к тем, кто считает: нас формирует и — в большой степени — определяет наше окружение в детские годы. Любовь к определённым цветам, предметам, запахам, звукам тянется из детства, становясь с годами лишь более и более чёткой.
Филиппа Пирс живет в ста метрах от того САДА и от того дома, где прошло её детство. Они всегда были у неё перед глазами. Да, это правда: САД действительно существует!

А Фредерик Безьян - знаменитый французский автор графических романов, друг и соотечественник Эдит - французской художницы, автора графической адаптации знаменитого романа, которую мы ждём со дня на день.


Ставьте лайки, подписывайтесь на наш канал, мы будем рассказывать о наших новинках, о чтении и показывать всякие интересные штуки!